Данное мероприятие можно приурочить к
женскому празднику – Восьмое марта. Стилизованный фольклорный праздник будет
интересен не только учащимся, но и их близким: мамам, бабушкам и сестрёнкам.
Посиделки можно показать и учащимся
начальных классов, предварительно ознакомив их с историей возникновения данного
праздника.
Место для проведения мероприятия
следует оформить в виде деревенской избы. В ней должны обязательно
присутствовать предметы деревенского быта. Если же при школе есть небольшие
выставки народного творчества, предметов домашнего обихода, одежды и т. п., это
значительно облегчает задачу, – можно позаимствовать экспонаты оттуда. В другом
же случае необходимо привлечь ребят к оформлению декораций, места выступления.
Уместна здесь и выставка детского
прикладного творчества школьников: шитьё, вязание, плетение и т. п.
"ПочИнки”
Праздник будничного
женского труда
(сценарий)
Д е й с т
в у ю щ и е л и ц а: ведущая, пять
девушек.
Длинная
лавка, на которой расположились девочки в русских народных костюмах. Они чинят
одежду, вышивают, шьют. Тут же на лавке, рядом, раскрытые шкатулочки,
корзиночки с предметами рукоделья. Выходит ведущая праздника в русском народном
костюме. На фоне приглушённой музыки (русской народной мелодии) ведущая рассказывает
о происхождении праздника.
В е д у щ а я. Латание дыр в одежде –
"Починки” – устраивали по русскому обычаю 16 февраля, после Сретенья, которое
отмечали 15 февраля. Считалось, что в это время встречались Зима с Весною в
честном поединке. Дабы помочь матушке Весне одолеть надоевшую всем Зиму,
устраивались импровизированные поединки, кулачные бои между мужчинами, парнями:
стенка на стенку, деревня на деревню. Те, кто помоложе и послабее был, брали
выстроенные снежные крепости. После таких состязаний хозяйкам приходилось
срочно "починять одёжку”: оторванные воротники да рукава к тулупам пришивать,
"порватые” кафтаны чинить, латки на штаны накладывать, пришивать недостающие
пуговицы. А заодно перед весной надо было перебрать и пересмотреть всю зимнюю,
осенне-весеннюю одежку, подготовиться к смене погоды.
Вроде бы совсем обычное, довольно
будничное женское дело – штопанье и латание дыр. Но предки наши из всего умели
праздник сделать. А что для праздника надо? Собраться вместе, повеселиться,
угоститься да развлечься. Так, немного, чисто по-женски. Какие развлечения были
у женщин в те домостроевские времена, когда семейный очаг, обустройство быта
были главным смыслом всей их жизни? Например, погадать, приворожить любимого,
заговорить недоброе, отвести беду от себя и своих близких и тому подобное. Про
дело, конечно, тоже не забывали: за неторопливым разговором, душевной песней
мелькали в проворных женских руках иголки…
Таким вот образом и возник
своеобразный праздник женского труда – "Починки”. Слово "починки”, как вы уже,
наверное, догадались производное от слова "чинить”, "починять”.
Готовились к этому празднику задолго.
Хозяйки собирали в течение года и бережно хранили в своих ларцах и шкатулочках
разные предметы, хоть как-то пригодные для рукоделия. Яркие лоскутки, тесьму,
ленты, бисер и тому подобное. Собиралась и старая, непригодная для ношения
одежда, из которой потом делали небольшие коврики: резали на полоски, плели из
них разноцветные косички, сшивали. Получался пёстрый, весёлый коврик, который стелили
на лавки и полы…
Хотите, ребятки, посмотреть да
послушать, как праздник этот праздновали? (Дети отвечают.). Ну, что ж,
смотрите да слушайте…
С ц е н а 1
В е д у щ а я. Собрались наши девицы
кто с шитьём, с вышивкой, а кто с починками. Иголка мелькает в быстрых, умелых
руках, плавно и печально льётся песня…
Не отрываясь от своих работ, девушки
исполняют русскую народную песню "Не одна во поле дороженька”. После окончания
песни одна из девушек обрывает нить, убирает в шкатулочку иголку, расправляет
своё рукоделие, любуется.
1-я д
е в у ш к а (Марья). Папаня вон
вчера всю рубаху-то изорвал, живого места не осталося, а я её починила, лучше
новой стала.
Девушки отрываются от своих работ,
разглядывают рубаху.
2-я д е в у ш к а (Фрося). Ай, да Марья,
залатала так искусно, рубаха будто новая, будто и не ношена вовсе…
3-я д е в у ш к а (приговаривая, вновь
склоняется над своей
работой). Не носить плачёного, не видать злачёного. Ныне – в рубахе
простой, а завтра – что у царевны самой.
Выходит ведущая, обращается к
девушке, занятой починкой верхней одежды:
В е д у щ а я. Расскажи-ка, Настенька, а чем ты занята?
4-я д е в у ш к а (Настя). Латку на телогреечку ставлю, поистёрлась немного.
Сейчас подлатаю, ещё одну зиму поносить можно. А под латку копеечку заветную
схороню, потом зашью крепко-накрепко. Придёт времечко, и на счастье найдётся
эта копеечка…
В е д у щ а я (продолжая рассказ).
Когда наставал чёрный день, ощупывали кафтаны да телогрейки, извлекали денежки,
которые бывали очень кстати: выручали семью – ведь раньше копейка была дорога.
Ведущая присаживается с краю, на
скамейку, наблюдая за работой девушек.
4-я д е в у ш к а (взглянув на работу своей подруги). Посмотрите-ка, Фрося
из маленьких лоскуточков исхитрилась одеяло какое сшить! Вот красота-то…
Девушки рассматривают работу подруги:
одеяло из разноцветных ярких лоскутков.
5-я
д е в у ш к а (обняв Фросю). Фрося у нас тоже мастерица
искусная, такое смастерит, – ни у кого подобного в округе не сыщешь…
Ф р о с я (зардевшись). Да ладно вам,
девоньки, сглазите ещё…
Девушки разом стучат по деревянной
скамье, приговаривая: "Тьфу, тьфу, тьфу!” Потом вновь склоняются над своими
работами, поют русскую народную песню "У реки” (см. Приложение). После
песни приглушённо звучит мелодия.
Ведущая встаёт со скамьи.
В е д у щ а я. Где девушки и женщины собирались, там
непременно и песня звучала. А как же иначе, какой праздник без хорошей,
задушевной песни?! Какие песни певали раньше? Про жизнь нелёгкую, про мать,
отца, про женскую долю горькую да про суженого, милого дружка…
С ц е н а 2
В е д у щ а я. Вот и сейчас, шьют девицы-красавицы и
спрашивают у иголочки, что в руках так и мелькает. Авось, иголочка что и укажет
да поможет милого к себе покрепче привязать…
1-я д е в у ш к а (шьёт и приговаривает).
Иголка-сестричка, покажи мне личико суженого. Перед кем явлюсь не в латаном, а
в сосватанном?
2-я д е в у ш к а. Иголка, иголка, на кого буду шить, кого буду любить?
3-я
д е в у ш к а. Иголка,
иголка, справно сшивай, синичкой летай, от меня да к милому, крепко-накрепко,
долго-надолго связывай!..
В е д у щ а я (продолжая рассказ). От
сосредоточенности на зеркальной поверхности иглы и от монотонной работы девицы
впадали в особое состояние, в котором их "посещали” видения. А так как думали
они о женихах, вот и являлся им суженый на кончике иглы. С какой стороны сватов
ждать, вычисляли очень просто. Надо только было лишь отследить момент, когда
возникал образ суженого, на каком этапе вышивания.
Ведущая берёт у одной из девушек
пяльцы с вышивкой крестом, показывает зрителям.
В е д у щ а я. Концы креста символизируют
север-юг-запад-восток. Стежки узора же задают направление, откуда будут засланы
сваты.
Не обходилось и без гадания.
Соберутся, бывало, девушки и ну судьбу свою пытать…
С ц е н а 3
Ведущая вновь садится на скамью. Одна
из девушек откладывает своё шитьё в сторону, потянувшись "с усталости”,
обращается к подругам.
4-я д е в у ш к а. А что, девоньки, не погадать ли нам?
5-я
д е в у ш к а (оживлённо). И то – правда, заработались совсем…
Берёт свою шкатулочку, высыпает из
неё содержимое, девушки отбирают по одной вещице, показывают зрителям, затем,
приговаривая, заворачивают в бумагу и кладут обратно в шкатулку.
1-я
д е в у ш к а (показывая
иголку).
Брякнула
иголка в ящичек,
Полно,
иголка, шить на батюшку,
Пора тебе,
иголка, шить на подушку.
Кому же мы
споём,
Тому
добро,
Кому
вынется,
Тому
сбудется.
2-я д е в у ш к а
(показывает жемчужину).
Жемчужина
окатная, слава!
До чего
тебе докатываться.
Пора тебе
вон выкатываться,
Князьям и
боярам на шапочку!
3-я д
е в у ш к а (в руках у неё колечко).
Покачу я
колечко кругом города, слава!
А за тем
колечком сама пойду, слава!
Я сама
пойду, до милого дойду, слава!
4-я д
е в у ш к а (показывает бусы).
За рекой мужики живут богатые,
Гребут жемчужины лопатами.
Кому вынется –
Тому сбудется,
Не минуется.
Далее закрывают шкатулку, несколько
раз встряхивают ее. Затем девушки считаются, кому первой вытягивать.
Д е в у ш к и (хором).
Шёл баран
По крутым горам,
Вырвал травку,
Положил на лавку,
Кто её возьмет –
Тот и вон
пойдёт…
Девушка, которой выпало первой
тянуть, в волнении закрывает глаза и с опаской запускает руку в шкатулку,
вытягивает осторожно бумагу, разворачивает её. Если выпадает иголка, девушки
восклицают: "К замужеству!”, гадавшая радостно хлопает в ладоши. То же самое
предсказание ожидает девушек, вытащивших из шкатулки жемчужину и кольцо. Ту,
которой достанется нитка жемчужных бус, ждёт в будущем большое богатство. Ну а
та девушка, которой ничего не досталось, вздыхает грустно и приговаривает.
Д е в у ш к а.
За квашнёй сижу,
Пятернёй вожу,
Ещё посижу,
Ещё повяжу…
Ну, что ж, оставаться мне пока в
девках, с папенькой да маменькой!..
Потом, повеселев, притопывая, задорно
поёт плясовые припевки, далее к ней присоединяются подруги. Они исполняют
русские народные частушки с движениями.
Частушки
Плясать пойду,
Головой тряхну –
Своими серыми глазами
Завлекать начну.
Ой, топни нога,
Не жалей сапога,
Тятька новые сошьёт
Или эти подошьёт.
Чай пила,
Самоварничала,
Всю посуду перебила –
Накухарничала!
Прялку продам,
Веретёнушко продам,
Гармонь куплю –
Плясать пойду!
Шила милому кисет,
А вышла рукавица.
Пришёл милый, похвалил:
Какая мастерица!
Шила милому кисет,
Пока мамы дома нет,
Маменька за скобочку,
Кисетик я – в коробочку!
Вышивала я платок,
Золотые коймы,
Вышивала, говорила:
"Люби, милый, помни!”
У меня на сарафане
Косолапы петухи.
Я сама не косолапа –
Косолапы женихи!..
Я надену бело платье,
Стану лебединочка.
Полечу я в ту сторонку,
Где мой ягодиночка.
Я у маменьки одна,
Работушкой замаена.
Замаена, замучена,
Работать научена.
После исполнения
частушек девушки рассаживаются на лавках.
В е д у щ а я (встав со скамьи, продолжает свой рассказ).
Бытовало поверье: если кто-то из женщин 16 февраля никому из близких ничего не
зашил, не починил, весь год одежка домочадцев будет рваться, трещать по швам,
казаться неприглядной. Так что отметиться с иголкой надо было во что бы то ни
стало.
После того как с починкой одежды было
закончено, полагалось обязательно отведать пирогов с грибной начинкой, в
которых среди однородной массы непременно попадался один целенький грибок.
Когда хозяйка закладывала его внутрь
кулинарного изделия, она заговорное слово произносила:
"В ухоронушке постой,
мальчик-серенький кафтанчик, красная шапочка. Кто тебя добудет, тому с тобой
прибудет”.
Пирожки ели медленно, осторожно. Той,
кому попадался целенький гриб, скоро должно было повезти с женихом или
нежданным наследством…
Вот он, какой этот праздник –
"Починки”…
Звучит русская народная мелодия.
Девушки-рукодельницы с поклоном, одна за другой поочерёдно демонстрируют свои
работы и уходят. Звучит музыка Б. Карамышева "Хоровод”. Участники (девочки)
фольклорного ансамбля исполняют хороводный танец.
КОНКУРСЫ
В е д у щ а я. Сызмальства девочек
приобщали матери по хозяйству в доме управляться: за порядком следить, детей
младших нянчить, стряпать, рукодельничать.
Мне бы вот хотелось узнать, а наши
девочки – так ли они проворны в ведении хозяйства, как в учении? Ни для кого не
секрет, что они учатся лучше, да и намного прилежнее мальчиков. А начнём с
самого простого. Ну-ка, девицы-красавицы, какие русские народные пословицы или
поговорки вы знаете о рукоделии?
Если девочки затрудняются с ответом,
на помощь им могут прийти мамы, бабушки, приглашённые на праздник в качестве
гостей.
Пословицы и поговорки:
Кроить не шить, после не распорешь.
Не бывает
скуки, коли заняты руки.
Семь раз
отмерь – один раз отрежь.
Не игла
шьёт, а руки.
Как
шьётся, так и носится.
К большому
терпению придёт и умение.
Длинная
нитка – ленивая швея.
Шить не
сошью, а распороть сумею.
Крой да
песни пой, шить станешь, наплачешься.
В е д у щ а я (в руках
у неё шкатулка). В моём ларце заветном много чего есть для рукоделия: тут и
пуговицы, и нитки, иголки есть, тесьма кружавчатая да лоскутки для латок,
заплаток разные. А вот здесь (показывает на большую плетёную корзинку)
одёжка разная, которую надобно починить.
Ну-ка, кто из присутствующих здесь
девочек хочет умение своё показать да мастерство?
И г р а "Почини одежду”
По желанию выходят девочки. За
определённое время одна должна пришить оторванную пуговицу к кофточке; другая
зашить дырку, третья – поставить заплатку и т. д. В образовавшуюся паузу
ведущая загадывает зрителям загадки об одежде, предметах рукоделия.
Русские
народные загадки:
Конь стальной,
Хвост льняной.
(Иголка с ниткой.)
Маленький
Данилка
В петелке удавился.
(Пуговка.)
Весь мир одевает,
Сама нагишом.
(Иголка.)
Пять чуланов,
Одна дверь.
(Перчатка.)
Сижу верхом,
Не знаю на ком,
Знакомых встречу,
Соскочу – привечу.
(Шапка.)
Десять мальчиков,
У каждого свой чуланчик.
(Перчатки.)
Утка ныряла, ныряла –
И хвост потеряла.
(Шьют
иголкой.)
Далее девочки,
участвующие в игре "Почини одежду”, демонстрируют свои работы.
В е д у щ а я (оценивая работы).
Ну-ка, ну-ка, посмотрим… Ай, да молодцы, мастерицы вы, девочки, просто
превосходные!
Ведущая обращает внимание зрителей на
выставку прикладного искусства, комментирует каждую из работ. Или же каждый из
участников выставки сам рассказывает о своём "экспонате”: вязанье, вышивке,
шитье и т. д. Далее ведущая предлагает
подвижную игру.
И г р а "Кто быстрее пришьёт”
Формируются две команды с одинаковым
количеством игроков. Участники игры на скорость должны "пришить” всех членов
своей команды друг к другу. Вместо иголки используется маленькая ложка, к
которой привязана нитка (бечёвка). "Пришивать” можно через ремень, лямку, петлю
и т. п.
В е д у щ а я. Да, золотые руки у
наших маленьких рукодельниц. В народе говорят: "Мастерами не рождаются, ими
становятся”. Некоторые из наших мастериц научились своёму мастерству в кружках,
а многие переняли опыт и умение у своих милых и дорогих мам и бабушек. И сейчас
они продемонстрируют работы своих мудрых наставниц…
Под музыку выходят девочки в одежде,
сшитой или связанной руками мам или бабушек. Ведущая комментирует каждую из
работ.
В
заключение праздника – слово ведущей и приглашение на чаепитие.
В е д у щ а я. Вот и подошёл к концу наш праздник,
праздник будничного женского труда. А теперь милости просим к нашему столу: на
угощение да чаепитие!
Звучит весёлая русская
народная мелодия. Праздник продолжается за чаем и угощением.