Пятница, 24.11.2017, 14:13 | | Приветствую Вас Гость | RSS | | Главная | ДЕВИЧЬИ ПОСИДЕЛКИ | Регистрация | Вход
Меню сайта
Рубрики
Новые выпуски [1]
Начинает работу пресс-центр 7 класса МБОУ Пошатовская ООШ
любим свою Родину [2]
век живи - век учись [3]
без труда не выловишь и рыбку из пруда [1]
чистота - залог здоровья [0]
с физкультурой мы дружны [1]
делу время, а потехе час [4]
законы надо соблюдать [0]
Календарь
«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Архив записей
Поиск
Друзья сайта
  • Наш Арзамасский край
  • Моим ученикам
  • По ступенькам познания к творчеству
  • Чернухинский дом детского творчества
  • Страничка нашей группы в интернет университете информационных технологий
  • Пишите нам

    ДЕВИЧЬИ ПОСИДЕЛКИ

    Данное мероприятие можно приурочить к женскому празднику – Восьмое марта. Стилизованный фольклорный праздник будет интересен не только учащимся, но и их близким: мамам, бабушкам и сестрёнкам. Посиделки можно показать и учащимся начальных классов, предварительно ознакомив их с историей возникновения данного праздника. Место для проведения мероприятия следует оформить в виде деревенской избы. В ней должны обязательно присутствовать предметы деревенского быта. Если же при школе есть небольшие выставки народного творчества, предметов домашнего обихода, одежды и т. п., это значительно облегчает задачу, – можно позаимствовать экспонаты оттуда. В другом же случае необходимо привлечь ребят к оформлению декораций, места выступления. Уместна здесь и выставка детского прикладного творчества школьников: шитьё, вязание, плетение и т. п. "ПочИнки” Праздник будничного женского труда (сценарий)
    Д е й с т в у ю щ и е   л и ц а: ведущая, пять девушек.
    Длинная лавка, на которой расположились девочки в русских народных костюмах. Они чинят одежду, вышивают, шьют. Тут же на лавке, рядом, раскрытые шкатулочки, корзиночки с предметами рукоделья. Выходит ведущая праздника в русском народном костюме. На фоне приглушённой музыки (русской народной мелодии) ведущая рассказывает о происхождении праздника.
    В е д у щ а я. Латание дыр в одежде – "Починки” – устраивали по русскому обычаю 16 февраля, после Сретенья, которое отмечали 15 февраля. Считалось, что в это время встречались Зима с Весною в честном поединке. Дабы помочь матушке Весне одолеть надоевшую всем Зиму, устраивались импровизированные поединки, кулачные бои между мужчинами, парнями: стенка на стенку, деревня на деревню. Те, кто помоложе и послабее был, брали выстроенные снежные крепости. После таких состязаний хозяйкам приходилось срочно "починять одёжку”: оторванные воротники да рукава к тулупам пришивать, "порватые” кафтаны чинить, латки на штаны накладывать, пришивать недостающие пуговицы. А заодно перед весной надо было перебрать и пересмотреть всю зимнюю, осенне-весеннюю одежку, подготовиться к смене погоды. Вроде бы совсем обычное, довольно будничное женское дело – штопанье и латание дыр. Но предки наши из всего умели праздник сделать. А что для праздника надо? Собраться вместе, повеселиться, угоститься да развлечься. Так, немного, чисто по-женски. Какие развлечения были у женщин в те домостроевские времена, когда семейный очаг, обустройство быта были главным смыслом всей их жизни? Например, погадать, приворожить любимого, заговорить недоброе, отвести беду от себя и своих близких и тому подобное. Про дело, конечно, тоже не забывали: за неторопливым разговором, душевной песней мелькали в проворных женских руках иголки… Таким вот образом и возник своеобразный праздник женского труда – "Починки”. Слово "починки”, как вы уже, наверное, догадались производное от слова "чинить”, "починять”. Готовились к этому празднику задолго. Хозяйки собирали в течение года и бережно хранили в своих ларцах и шкатулочках разные предметы, хоть как-то пригодные для рукоделия. Яркие лоскутки, тесьму, ленты, бисер и тому подобное. Собиралась и старая, непригодная для ношения одежда, из которой потом делали небольшие коврики: резали на полоски, плели из них разноцветные косички, сшивали. Получался пёстрый, весёлый коврик, который стелили на лавки и полы… Хотите, ребятки, посмотреть да послушать, как праздник этот праздновали? (Дети отвечают.). Ну, что ж, смотрите да слушайте…  
    С ц е н а 1
    В е д у щ а я. Собрались наши девицы кто с шитьём, с вышивкой, а кто с починками. Иголка мелькает в быстрых, умелых руках, плавно и печально льётся песня… Не отрываясь от своих работ, девушки исполняют русскую народную песню "Не одна во поле дороженька”. После окончания песни одна из девушек обрывает нить, убирает в шкатулочку иголку, расправляет своё рукоделие, любуется.
    1-я  д е в у ш к а (Марья). Папаня вон вчера всю рубаху-то изорвал, живого места не осталося, а я её починила, лучше новой стала. Девушки отрываются от своих работ, разглядывают рубаху.
    2-я  д е в у ш к а (Фрося). Ай, да Марья, залатала так искусно, рубаха будто новая, будто и не ношена вовсе…
    3-я  д е в у ш к а (приговаривая,  вновь  склоняется  над  своей  работой). Не носить плачёного, не видать злачёного. Ныне – в рубахе простой, а завтра – что у царевны самой. Выходит ведущая, обращается к девушке, занятой починкой верхней одежды:
    В е д у щ а я.  Расскажи-ка, Настенька, а чем ты занята?
    4-я  д е в у ш к а (Настя). Латку на телогреечку ставлю, поистёрлась немного. Сейчас подлатаю, ещё одну зиму поносить можно. А под латку копеечку заветную схороню, потом зашью крепко-накрепко. Придёт времечко, и на счастье найдётся эта копеечка…
    В е д у щ а я (продолжая рассказ). Когда наставал чёрный день, ощупывали кафтаны да телогрейки, извлекали денежки, которые бывали очень кстати: выручали семью – ведь раньше копейка была дорога. Ведущая присаживается с краю, на скамейку, наблюдая за работой девушек.
    4-я  д е в у ш к а (взглянув на работу своей подруги). Посмотрите-ка, Фрося из маленьких лоскуточков исхитрилась одеяло какое сшить! Вот красота-то… Девушки рассматривают работу подруги: одеяло из разноцветных ярких лоскутков.
    5-я  д е в у ш к а (обняв Фросю). Фрося у нас тоже мастерица искусная, такое смастерит, – ни у кого подобного в округе не сыщешь…
    Ф р о с я  (зардевшись). Да ладно вам, девоньки, сглазите ещё… Девушки разом стучат по деревянной скамье, приговаривая: "Тьфу, тьфу, тьфу!” Потом вновь склоняются над своими работами, поют русскую народную песню "У реки” (см. Приложение). После песни приглушённо звучит мелодия. Ведущая встаёт со скамьи.
    В е д у щ а я.  Где девушки и женщины собирались, там непременно и песня звучала. А как же иначе, какой праздник без хорошей, задушевной песни?! Какие песни певали раньше? Про жизнь нелёгкую, про мать, отца, про женскую долю горькую да про суженого, милого дружка…
    С ц е н а  2
    В е д у щ а я.  Вот и сейчас, шьют девицы-красавицы и спрашивают у иголочки, что в руках так и мелькает. Авось, иголочка что и укажет да поможет милого к себе покрепче привязать…
    1-я  д е в у ш к а (шьёт и приговаривает). Иголка-сестричка, покажи мне личико суженого. Перед кем явлюсь не в латаном, а в сосватанном?
    2-я  д е в у ш к а. Иголка, иголка, на кого буду шить, кого буду любить?
    3-я  д е в у ш к а. Иголка, иголка, справно сшивай, синичкой летай, от меня да к милому, крепко-накрепко, долго-надолго связывай!..
    В е д у щ а я  (продолжая рассказ). От сосредоточенности на зеркальной поверхности иглы и от монотонной работы девицы впадали в особое состояние, в котором их "посещали” видения. А так как думали они о женихах, вот и являлся им суженый на кончике иглы. С какой стороны сватов ждать, вычисляли очень просто. Надо только было лишь отследить момент, когда возникал образ суженого, на каком этапе вышивания. Ведущая берёт у одной из девушек пяльцы с вышивкой крестом, показывает зрителям.
    В е д у щ а я.  Концы креста символизируют север-юг-запад-восток. Стежки узора же задают направление, откуда будут засланы сваты. Не обходилось и без гадания. Соберутся, бывало, девушки и ну судьбу свою пытать…
    С ц е н а  3
    Ведущая вновь садится на скамью. Одна из девушек откладывает своё шитьё в сторону, потянувшись "с усталости”, обращается к подругам.
    4-я  д е в у ш к а. А что, девоньки, не погадать ли нам?
    5-я  д е в у ш к а (оживлённо). И то – правда, заработались совсем… Берёт свою шкатулочку, высыпает из неё содержимое, девушки отбирают по одной вещице, показывают зрителям, затем, приговаривая, заворачивают в бумагу и кладут обратно в шкатулку.
    1-я  д е в у ш к а  (показывая иголку). Брякнула иголка в ящичек, Полно, иголка, шить на батюшку, Пора тебе, иголка, шить на подушку. Кому же мы споём, Тому добро, Кому вынется, Тому сбудется.
    2-я  д е в у ш к а  (показывает жемчужину). Жемчужина окатная, слава! До чего тебе докатываться. Пора тебе вон выкатываться, Князьям и боярам на шапочку!
    3-я  д е в у ш к а (в руках у неё колечко). Покачу я колечко кругом города, слава! А за тем колечком сама пойду, слава! Я сама пойду, до милого дойду, слава!
    4-я  д е в у ш к а (показывает бусы). За рекой мужики живут богатые, Гребут жемчужины лопатами. Кому вынется – Тому сбудется, Не минуется.   Далее закрывают шкатулку, несколько раз встряхивают ее. Затем девушки считаются, кому первой вытягивать.
    Д е в у ш к и  (хором). Шёл баран По крутым горам, Вырвал травку, Положил на лавку, Кто её возьмет – Тот и вон пойдёт… Девушка, которой выпало первой тянуть, в волнении закрывает глаза и с опаской запускает руку в шкатулку, вытягивает осторожно бумагу, разворачивает её. Если выпадает иголка, девушки восклицают: "К замужеству!”, гадавшая радостно хлопает в ладоши. То же самое предсказание ожидает девушек, вытащивших из шкатулки жемчужину и кольцо. Ту, которой достанется нитка жемчужных бус, ждёт в будущем большое богатство. Ну а та девушка, которой ничего не досталось, вздыхает грустно и приговаривает.
    Д е в у ш к а. За квашнёй сижу, Пятернёй вожу, Ещё посижу, Ещё повяжу… Ну, что ж, оставаться мне пока в девках, с папенькой да маменькой!.. Потом, повеселев, притопывая, задорно поёт плясовые припевки, далее к ней присоединяются подруги. Они исполняют русские народные частушки с движениями.   Частушки Плясать пойду, Головой тряхну – Своими серыми глазами Завлекать начну. Ой, топни нога, Не жалей сапога, Тятька новые сошьёт Или эти подошьёт. Чай пила, Самоварничала, Всю посуду перебила – Накухарничала! Прялку продам, Веретёнушко продам, Гармонь куплю – Плясать пойду! Шила милому кисет, А вышла рукавица. Пришёл милый, похвалил: Какая мастерица! Шила милому кисет, Пока мамы дома нет, Маменька за скобочку, Кисетик я – в коробочку! Вышивала я платок, Золотые коймы, Вышивала, говорила: "Люби, милый, помни!” У меня на сарафане Косолапы петухи. Я сама  не косолапа – Косолапы женихи!.. Я надену бело платье, Стану лебединочка. Полечу я в ту сторонку, Где мой ягодиночка. Я у маменьки одна, Работушкой замаена. Замаена, замучена, Работать научена. После исполнения частушек девушки рассаживаются на лавках.  
    В е д у щ а я  (встав со скамьи, продолжает свой рассказ). Бытовало поверье: если кто-то из женщин 16 февраля никому из близких ничего не зашил, не починил, весь год одежка домочадцев будет рваться, трещать по швам, казаться неприглядной. Так что отметиться с иголкой надо было во что бы то ни стало. После того как с починкой одежды было закончено, полагалось обязательно отведать пирогов с грибной начинкой, в которых среди однородной массы непременно попадался один целенький грибок. Когда хозяйка закладывала его внутрь кулинарного изделия, она заговорное слово произносила: "В ухоронушке постой, мальчик-серенький кафтанчик, красная шапочка. Кто тебя добудет, тому с тобой прибудет”. Пирожки ели медленно, осторожно. Той, кому попадался целенький гриб, скоро должно было повезти с женихом или нежданным наследством… Вот он, какой этот праздник – "Починки”… Звучит русская народная мелодия. Девушки-рукодельницы с поклоном, одна за другой поочерёдно демонстрируют свои работы и уходят. Звучит музыка Б. Карамышева "Хоровод”. Участники (девочки) фольклорного ансамбля исполняют хороводный танец.  
    КОНКУРСЫ
    В е д у щ а я. Сызмальства девочек приобщали матери по хозяйству в доме управляться: за порядком следить, детей младших нянчить, стряпать, рукодельничать. Мне бы вот хотелось узнать, а наши девочки – так ли они проворны в ведении хозяйства, как в учении? Ни для кого не секрет, что они учатся лучше, да и намного прилежнее мальчиков. А начнём с самого простого. Ну-ка, девицы-красавицы, какие русские народные пословицы или поговорки вы знаете о рукоделии? Если девочки затрудняются с ответом, на помощь им могут прийти мамы, бабушки, приглашённые на праздник в качестве гостей.   Пословицы и поговорки:   Кроить не шить, после не распорешь. Не бывает скуки, коли заняты руки. Семь раз отмерь – один раз отрежь. Не игла шьёт, а руки. Как шьётся, так и носится. К большому терпению придёт и умение. Длинная нитка – ленивая швея. Шить не сошью, а распороть сумею. Крой да песни пой, шить станешь, наплачешься.  
    В е д у щ а я (в руках у неё шкатулка). В моём ларце заветном много чего есть для рукоделия: тут и пуговицы, и нитки, иголки есть, тесьма кружавчатая да лоскутки для латок, заплаток разные. А вот здесь (показывает на большую плетёную корзинку) одёжка разная, которую надобно починить. Ну-ка, кто из присутствующих здесь девочек хочет умение своё показать да мастерство?
    И г р а  "Почини одежду” По желанию выходят девочки. За определённое время одна должна пришить оторванную пуговицу к кофточке; другая зашить дырку, третья – поставить заплатку и т. д. В образовавшуюся паузу ведущая загадывает зрителям загадки об одежде, предметах рукоделия.  
    Русские народные загадки: Конь стальной, Хвост льняной.                        (Иголка с ниткой.)
    Маленький Данилка В петелке удавился.                        (Пуговка.)
    Весь мир одевает, Сама нагишом.                        (Иголка.)
    Пять чуланов, Одна дверь.                        (Перчатка.)
    Сижу верхом, Не знаю на ком, Знакомых встречу, Соскочу – привечу.                        (Шапка.)
    Десять мальчиков, У каждого свой чуланчик.                        (Перчатки.)
    Утка ныряла, ныряла – И хвост потеряла.                        (Шьют иголкой.)
    Далее девочки, участвующие в игре "Почини одежду”, демонстрируют свои работы.
    В е д у щ а я (оценивая работы). Ну-ка, ну-ка, посмотрим… Ай, да молодцы, мастерицы вы, девочки, просто превосходные! Ведущая обращает внимание зрителей на выставку прикладного искусства, комментирует каждую из работ. Или же каждый из участников выставки сам рассказывает о своём "экспонате”: вязанье, вышивке, шитье и т. д.
     Далее ведущая предлагает подвижную игру.
    И г р а  "Кто быстрее пришьёт” Формируются две команды с одинаковым количеством игроков. Участники игры на скорость должны "пришить” всех членов своей команды друг к другу. Вместо иголки используется маленькая ложка, к которой привязана нитка (бечёвка). "Пришивать” можно через ремень, лямку, петлю и т. п.
    В е д у щ а я. Да, золотые руки у наших маленьких рукодельниц. В народе говорят: "Мастерами не рождаются, ими становятся”. Некоторые из наших мастериц научились своёму мастерству в кружках, а многие переняли опыт и умение у своих милых и дорогих мам и бабушек. И сейчас они продемонстрируют работы своих мудрых наставниц… Под музыку выходят девочки в одежде, сшитой или связанной руками мам или бабушек. Ведущая комментирует каждую из работ. В заключение праздника – слово ведущей и приглашение на чаепитие.
    В е д у щ а я. Вот и подошёл к концу наш праздник, праздник будничного женского труда. А теперь милости просим к нашему столу: на угощение да чаепитие! Звучит весёлая русская народная мелодия. Праздник продолжается за чаем и угощением.

    Форма входа

    В помощь классному руководителю
    Объявления
    Наш опрос
    Оцените наш сайт
    Всего ответов: 207
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Нижний Новгород Online Проголосуй за наш сайт
    во всероссийском каталоге образовательных ресурсов:
    Всероссийский каталог образовательных ресурсов

    Copyright MyCorp © 2017Бесплатный конструктор сайтов - uCoz