Система воспитательной работы классного руководителяПризнаки
системы воспитания:
-
целенаправленность;
-
целостность (единство содержания, форм,
методов и приемов и т.д.);
-
динамизм (развитие и обновление вследствие
изменения потребностей личности и
коллектива);
-
управляемость;
-
взаимодействие со средой (социальной,
природной, государственной, региональной
и т.д.).
Построение
системы воспитательной работы классного
руководителя. 1.
Первый этап - выявление уровня воспитанности
учащихся.
─────────┬───────────────────────────────────────────────────────────
Критерии
│ Показатели воспитанности
оценки
│
─────────┼───────────────────────────────────────────────────────────
Эрудиция
│ Прочность и глубина знаний, использование
разнообразных │ источников
информации.
│ Культура
речи.
│ Доказательность
и аргументированность суждений.
│ Сообразительность.
─────────┼───────────────────────────────────────────────────────────
Прилежа-
│ Старательность и добросовестность.
ние
│ Регулярность и системность занятий.
│ Самостоятельность.
│ Внимательность.
│ Взаимопомощь.
─────────┼───────────────────────────────────────────────────────────
Трудолю
-│ Организованность и собранность.
бие
│ Стремление к наилучшему результату.
│ Социальная
направленность.
│ Привычка
к самообслуживанию.
│ Эстетика
труда.
─────────┼───────────────────────────────────────────────────────────
Отношение│
Бережное отношение к земле, растениям,
животным. к
природе│ Помощь природе.
─────────┼───────────────────────────────────────────────────────────
│
Отношение│
Выполнение правил поведения, соблюдение
внутреннего рас- к
общест-│ порядка.
венным
│ Следование нормам человеческого
общежития, толерантность
нормам
│ (терпимость).
│ Милосердие.
│ Участие
в жизни класса и школы.
─────────┼───────────────────────────────────────────────────────────
Эстетичес│
Аккуратность и опрятность.
кий
вкус │ Внесение элементов эстетики в
повседневную жизнь.
│ Умение
находить прекрасное в жизни.
│ Посещение
центров культуры.
─────────┼───────────────────────────────────────────────────────────
Отношение│
Саморегуляция.
к
себе │ Соблюдение санитарно-гигиенических
правил ухода за собой.
│ Забота
о здоровье.
│ Наличие
или отсутствие вредных привычек.
─────────┴───────────────────────────────────────────────────────────
Главный
критерий воспитанности школьников -
их дела, поступки, мотивы, которыми
они руководствуются. Для
изучения учащихся возможно применять
различные методики:
-
знакомство с документацией, наблюдение,
изучение обстановки в семье, беседы с
учащимися и родителями, анализ поступков,
поведения в конфликтной ситуации и
др.;
-
анкетирование, "недописанный тезис",
"альтернативный тезис", "недописанный
рассказ" и т.д.;
-
систему "Педагогический консилиум"
Ю.К.Бабанского;
-
психолого-педагогические диагностические
карты личности учащегося;
-
создание ситуаций, требующих проявления
тех или иных качеств личности
(деловые и ролевые игры).
2.
Второй этап - постановка целей и задач
воспитания. При
этом необходимо:
-
учитывать уровень воспитанности
учащихся; -
отмечать и фиксировать изменения
личности учащегося в дневниках наблюдений,
в таблице оценки качеств личности;
-
учитывать индивидуальные особенности
каждого ученика: экстравертность или
интравертность, темперамент, уровень
мышления, знаний, умений и пр.
3.
Третий этап - отбор средств достижения
поставленных задач.
Решающее
значение при этом имеет организация
школьников на самовоспитание,
саморазвитие.
Цель
классного руководителя - правильная
организация жизни учащихся, создание
условий развития ребенка в доступных
ему видах деятельности.
4.
Четвертый этап - планирование системы
воспитательной работы.
Требования
к планированию:
-
план не должен быть бессистемным
перечнем дел, в нем должен быть
"стержень";
-
необходимо планировать работу учащихся,
их взаимодействие с учителем;
-
конкретность дел, включенных в план;
-
сочетание словесных, наглядных,
практических форм воспитатель-
ной
работы;
-
максимальная индивидуализация плана
с учетом особенностей класса, отдельных
учащихся, возможностей классного
руководителя; -
учет плана работы школы, возможностей
района и микрорайона, юбилейных дат,
общественных организаций и т.д.;
-
соблюдение преемственности: учет стиля
отношений с учащимися своего
предшественника, сложившуюся систему
организации коллектива.
При
подготовке и проведении воспитательных
мероприятий рекомендуется:
-
создание обстановки сотрудничества,
взаимопомощи, требовательности,
принципиальности;
-
учет интересов, склонностей и потребностей
учащихся; -
правильная расстановка сил, четкое
определение обязанностей
каждого;
-
сочетание содержания работы и ее
занимательности;
-
девиз любого мероприятия - "Все
творчески, иначе зачем ?";
-
использование средств искусства для
повышения эмоционального настроя
учащихся;
-
опора на микроколлективы класса,
создание их для выполнения коллективных
творческих дел (по методам А.С.Макаренко,
И.П.Иванова); -
систематический коллективный анализ
работы. 5.
Пятый этап - самоанализ работы классного
руководителя: -
выяснение причин трудностей и неудач;
-
постоянное повышение своей педагогической
культуры и педагогического мастерства;
-
изучение возрастной психологии,
овладение техникой общения с детьми,
родителями, коллегами, психологическим
тренингом. Библиография
О
системе воспитательной работы классного
руководителя: Метод.рекомендации
/Пенз.обл.ин-т повышения квалификации
и переподготовки работников образования;
Авт.-сост.Р.А.Базарова.- Пенза,
|