Цель: определить
уровень осознания понятия патриотизма и отношения к нему со стороны учащихся. Х о д э к с п е р и м е н
т а
Учащимся предлагается
написать сочинение на тему «Патриотизм и как я его понимаю».
Обработка полученных
данных
Письменные ответы
учащихся анализируются по следующим сторонам патриотизма: 1) любовь к Родине,
2) осознание трудностей, недостатков в обществе, 3) готовность к самоотдаче, 4)
патриотизм как источник трудовых и ратных подвигов, 5) чувство национальной
гордости, 6) отсутствие национализма и
космополитизма, 7) интернациональный характер
патриотизма.
Каждый из
перечисленных семи показателей может быть оценен в 1, 2, 3 или 4 балла в
соответствии со следующей шкалой:
1 балл – низкий
уровень: непонимание учеником сущности важнейших сторон патриотизма или
отрицательное отношение к тем обязанностям, которые из них вытекают;
2 балла – средний
уровень: неглубокое, частичное понимание сущности соответствующих признаков,
неустойчивое (иногда положительное, а в некоторых случаях – индифферентное,
пассивное) отношение к тем обязанностям, которые из них вытекают;
3 балла – правильное
понимание сути патриотизма, отношение к соответствующим обязанностям хотя и
активное, но неустойчивое;
4 балла – высокий уровень:
полное понимание школьником сущности ведущих признаков тех или иных сторон
патриотизма, положительное личное отношение к тем обязанностям, которые из них
вытекают, умение и привычка действовать в реальной жизни в соответствии с
усвоенными требованиями.
Аналогичным образом могут
быть предложены темы для сочинений, позволяющие определить понимание и
отношение школьников к таким категориям, как интернационализм, гражданское
мужество, активная жизненная позиция и т. д.