Четверг, 25.04.2024, 09:34 | | Приветствую Вас Гость | RSS | | Главная | компетентностный подход | Регистрация | Вход
Меню сайта
Рубрики
Новые выпуски [1]
Начинает работу пресс-центр 7 класса МБОУ Пошатовская ООШ
любим свою Родину [2]
век живи - век учись [3]
без труда не выловишь и рыбку из пруда [1]
чистота - залог здоровья [0]
с физкультурой мы дружны [1]
делу время, а потехе час [4]
законы надо соблюдать [0]
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Поиск
Друзья сайта
  • Наш Арзамасский край
  • Моим ученикам
  • По ступенькам познания к творчеству
  • Чернухинский дом детского творчества
  • Страничка нашей группы в интернет университете информационных технологий
  • Пишите нам

    компетентностный подход

    Компетентностный подход- это попытка привести в соответствие массовую школу и потребности рынка, это реализация идеи открытого заказа на содержание образования.   Главная проблема современного образования в том, что оно замкнулось само на себе. То , чему учат в школе, востребовано только в школе. КП в определении целей и содержания образования не является совершенно новым, а тем более чуждым для российской школы. Ориентация на освоение умений, способов деятельности была ведущей в работе таких отечественных педагогов и психологов, как М.Н. Скаткин, И.Я.Лернер, В, В, Краевский, В.В. Давыдов.   Что такое компетентность? На обыденном языке это означает умение успешно справляться с поставленными задачами, проблемами. Нашел выход из определенного круга ситуаций,- значит компетентен. Т.О. КОМПЕТЕНТНОСТЬ- это характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности и результативности его действий, направленных на разрешение определенного круга значимых для него и общества проблем. Понятие компетентность шире понятия знания или умения, или навыка. Компетентность есть мера освоения компетенции, определяется способностью решать предписанные задачи. Компетентность не определяется знанием, а количеством успешных проб. В переводе с латинского компетенция означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.   КЛЮЧЕВЫМИ называются компетентности, которые носят надпрофессиональный характер и необходимы в любой области деятельности. Они необходимы человеку любой профессии. Дж. Равен относит к ним: 1.Способность работать самостоятельно без постоянного руководства. 2. Способность брать на себя ответственность по собственной инициативе. 3.Способность проявлять инициативу. 4.Готовность замечать проблемы и искать пути их решения. 5.Умения анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для их анализа. 6.Способность уживаться с другими. 7.Способность усваивать новые знания по собственной инициативе. 8.Умения принимать решения на основе здравых суждений. 9.Тщательность и аккуратность в работе с документами. 10.Умение работать с информацией для себя и в группе. 11. Умение эффективно презентовать результаты работы.   . Мотивация и ответственность- вот отличительные черты компетентного поведения от некомпетентного.   Стратегия модернизации образования в РФ предполагает, что в основу обновленного содержания общего образования будут положены « ключевые компетентности». В документах по модернизации образования записано: «Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникативной, информационной и прочих сферах.   Что же такое компетентностный подход? Компетентностный подход- это подход ,акцентирующий внимание на результатах образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. КП - это подход, при котором результаты образования признаются значимыми за пределами системы образования. Выделяют четыре аспекта реализации КП в образовании: 1.Ключевые компетентности 2.Обобщенные предметные умения 3.Прикладные предметные умения 4.Жизненные навыки. Первая- линия на формирование ключевых компетентностей. К этой линии относятся педагогические технологии формирования умений понимания текстов, обработки информации разного рода, действия в группе. Вторая линия связана с формированием обобщенных умений предметного характера. К ним относятся умения решать классы задач для физики, оценивать произведения искусства- для музыки и ИЗО, понимание иноязычной речи- для иностранного языка, умение интерпретировать таблицы, диаграммы- для математики. Третьим направлением КП является усиление прикладного, практического характера всего школьного образования. Базовая идея этого направления состоит в том, что для обеспечения «отдаленного эффекта» школьного образования все, что изучается, должно быть включено в процесс употребления, использования. В этой линии содержатся две мощные идеи, позволяющие обогатить и модернизировать нынешнее содержание образования. Суть первой идеи в деятельностном характере содержания образования. Можно требовать от ученика знания формул, а можно- умения решать задачи. Вторая идея состоит в необходимости ревизии содержания образования в соответствии с современными направлениями науки, общественной жизни. В современной школе «экзотическими» выглядят предметы типа «Черчение», «производственное обучение». Четвертым направлением КП является обновление содержания образования для решения задачи овладения «жизненными навыками» Часто эти навыки нужны детям не после школы, а после школьного дня- уже в юном возрасте. К ним относятся умения писать простые документы, умения экономить, ориентироваться в чрезвычайных ситуациях, элементарная компьютерная грамотность, правила грамотного потребителя. В учебном плане мог4ут появиться такие предметы как «Налоги и их уплата», «Безопасный секс» и «Бытовая химия» Все эти четыре направления очень актуальны для нашей школы. Как соотносится традиционное обучение и компетентностное обучение? Традиционное обучение Компетентностное обучение Учитель излагает основные представления и понятия, заложенные в содержании учебного предмета. Учитель ставит перед учениками задачу и описывает желаемый результат, представляет кейс или начальные источники информации. Учитель и ученик взаимодействуют на равных. Ученики получают знания из прямого изложения учителем. Изучаются проблемы в соответствии с темой программы. Ученики вычленяют значимую для решения проблемы информацию. Естественнонаучные предметы преподаются как законченный свод авторитетной информации, не подлежащей сомнению. Те же предметы преподаются как система лабораторных и тестовых занятий. Учебное познание строится на четкой логической основе, оптимальной для изложения и усвоения. Учебное познание строится по схеме разрешения проблем. Осн. цель лабораторных работ - формирование практических навыков Материалы лаборат. работ побуждают учащихся выдвигать идеи, альтернативные тем, которые они изучают в классе. Изучение материала в ходе лаборат. работ следует точно установленным указаниям и определяется методикой Учащиеся сталкиваются с новыми явлениями, представлениями, идеями в лаборат. опытах, прежде чем они будут изложены на уроке. Пи этом каждый ученик зарабатывает сам   свою меру самостоятельности. Лаборат. опыты должны быть спланированы учителем так, чтобы прав. ответы, результаты достигались лишь теми учащимися, которые четко придерживаются инструкций к лаборат. работе. В лаборат. опытах учащимся предоставляется возможность самостоятельно планировать, пробовать, пытаться, предлагать свое исследование, определять его аспекты, предполагать возможные результаты. В ходе лаборат. работы ученики используют указания о том, что необходимо наблюдать, измерять, фиксировать, чтобы получить искомый результат. Каждый учащийся самостоятельно (ИЛИ В ГРУППЕ)   изучает , описывает и интерпретирует те сведения и наблюдения, которые он получает в ходе учебного исследования. Сущность естественнонаучных знаний следует  иллюстрировать материалом об их применении только в технике. Для изучения правила  учащимися следует их познакомить с примерами, из которых это правило можно вывести самостоятельно, без его изложения учителем. Для настоящего понимания изучаемого содержания ученикам следует усвоить свод связанной с этим содержанием информации фактологического характера с встроенными готовыми выводами и оценками. Учащиеся подвергают сомнению принятые представления, идеи, правила, включают поиск альтернативные интерпретации, которые  они самостоятельно формируют, обосновывают и выражают в ясной форме.   Основной организационной формой реализации ТО является урок- одновременное занятие со всем классом. Традиционное обучение во многом носит репродуктивный характер, знания и способы действий передаются в готовом виде. В КО урок сохраняется как одна из форм организации обучения, но упор делается на иные формы организации занятий- сессия, группа по проекту, самостоятельная работа в библиотеке. Основной единицей  организации материала для занятий является модуль(кейс). Наиболее близко по методике преподавания в КО стоит опыт организации исследовательских занятий, проблемно-поисковый метод, ситуативная педагогика. Главное в КО введение форм работы, основанных на идее ответственности и инициативы самих учащихся. Смещение к самостоятельности и активности учеников- общий знаменатель всех преобразований.   Структура и содержание компетентности. Формирование знаний не является целью образования. Чтобы быть успешным в современном обществе не столько энциклопедическая грамотность, сколько способность применять обобщенные знания и умения для разрешения конкретных ситуаций и проблем. При таком подходе знания являются познавательной базой компетентности человека. Стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновленного содержания образования будут положены «ключевые компетентности». Они формируются не только в школе, но и под воздействием семьи, друзей, работы, политики, религии и т. д. Что такое компетентности в образовании?     Школа сегодня не развивает способности общаться с  людьми, самостоятельно решать возникающие проблемы и т. д.- универсальные качества, не зависящие от сферы профессиональной деятельности. В результате дискуссий деятелей образования и работодатедя стала ясна проблема создания знаний и навыков, ориентированных на решение реальных задач. Этот тип образовательных результатов и стал называться компетентностями. А.В. Хуторской выделяет: 1.Ключевые компетентности( надпредметное содержание) 2.Общепредметные ( относятся к определенному кругу предметов) 3.Предметные ( формируются в рамках одного предмета)   В документах по модернизации российского образования в числе ключевых компетенций названы -информационная, -социально-правовая, -коммуникативная. Учебное действие само по себе не может быть условием формирования способности к решению проблем. Этой задаче отвечает практическое действие( в качестве примера можно привести эксперимент, когда ученик получает конкретный результат). Но здесь возникает проблема оценивания, т.к. ученик всегда отвечает – оценкой, отношением учителя, реакцией родителей. Но само действие ученика остается «безответным».Следовательно, оценивание- один из механизмов, превращающий действие ребенка в условие формирования компетпнтности. Оценка должна быть дифференцированной- по успешности выполненного задания, по объему затраченного труда, по оригинальности замысла. В современной школе это практически невозможно и не нужно, т.к. оценивается только точность выполнения образца.  Как можно изменить эту ситуацию? Необходимо превратить образовательный процесс в деятельность не только педагога, но и самого ученика. Предоставить, например, возможность выбора задания и, соответственно, типа оценивания. Разработать ситуации в учебном процессе, где ученику необходимо действовать практически. В каких учебных формах это возможно? В знаниевой парадигме - разного рода экспериментирование В сфере искусства- создание собственных произведений, адресованных аудитории. В социально- гуманитарной сфере- анализ существующих проблем, создание социальных проектов. Все эти формы укладываются в формулу « действия- его последствия». Итак, современное образование должно быть ориентировано на проектирование УЧЕБНО_ПРАКТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ Эти задачи могут быть решены на разных уровнях: 1. в традиционный процесс можно включать виды деятельности, формирующие способности к практическому действию. Например, практикумы. Весь учебный предмет должен  быть представлен в двух видах: урок и практикум. Практические результаты должны презентоваться. 2 путь- коренное изменение самих учебных курсов: не дополнение курсов практикой, а построение их в форме практикума.             Какие компетентности можно назвать ключевыми в современной школе?   Компетентность учения( перевод обучения в самообучение) Коммуникативная компетентность Информационная компетенция Организационная компетенция Эти компетенции соотносятся с требованиями, предъявляемыми работодателем к работнику.  
    Форма входа

    В помощь классному руководителю
    Объявления
    Наш опрос
    Оцените наш сайт
    Всего ответов: 209
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Нижний Новгород Online Проголосуй за наш сайт
    во всероссийском каталоге образовательных ресурсов:
    Всероссийский каталог образовательных ресурсов

    Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz