Основные задачи и направления деятельности классного руководителя: · изучение личности обучающегося, его склонностей, интересов с целью оказания помощи в саморазвитии и самоопределении; · помощь школьнику в укреплении физического и психического здоровья; · создание гуманистической атмосферы в классном коллективе как условие нравственного развития школьников; · помощь в личностном развитии школьников, развитие способности быть личностью (умение строить по законам добра и красоты жизнь, достойную Человека, умение реализовать свои позитивные качества); · помощь в интеллектуальном развитии (развитие познавательного интереса, индивидуальных интеллектуальных склонностей, творческих способностей); · обеспечение соблюдения прав и свобод обучающихся, охраны их жизни, здоровья и безопасности в период образовательного процесса.
Организация воспитывающей и развивающей деятельности – первый объект внимания
педагога, одна из основных задач, которую ему нужно решить. И эта задача
исходная. Ибо там, где нет организационной деятельности, там нет воспитания, а
развитие личности предоставляется случаю и стихийным обстоятельствам.
Организация и развитие коллектива – второй объект внимания и
задача классного руководителя.
Помощь в становлении личности ученика, создание
условий для проявления и обогащения его внутренних сил, склонностей, интересов
и способностей –
третья задача воспитательных воздействий классного руководителя.
Интересными являются данные социологического анализа
деятельности классных руководителей Ярославской области. На их основе выделяются
четыре типа задач, которые решаются классными руководителями в процессе
взаимодействия с учащимися и их родителями.
П е р в а я г
р у п п а з а д а ч может быть названа
социальными задачами. Это защита ребенка, помощь ему, включение в систему социальных
связей, взаимодействие с семьей и различными институтами воспитания в целях
создания оптимальных условий для развития личности и формирования ее
индивидуальности.
В т о р у ю г р
у п п у з а д а ч можно обозначить как
задачи диагностическо-этические. Для того чтобы правильно организовать систему
воспитательной работы с классом, классный руководитель должен знать своих
учеников, их особенности, проявления, личностные качества и индивидуальные
характеристики.
Т р е т ь я г
р у п п а з а д а ч может быть названа
нравственными задачами. Они связаны с ориентацией ребенка на критерии добра и
зла, постановку детей в ситуацию нравственного выбора, конкретизацию
нравственных критериев в реальных жизненных обстоятельствах.
Ч е т в е р т а я г р у п п а
з а д а ч может быть обозначена как задачи индивидуально-практического
характера. К ним можно отнести выбор эффективных педагогических средств работы
с учащимися, планирование своей работы, контроль и коррекцию деятельности,
педагогику рефлексии.