Важным моментом построения воспитательной работы как
системы является планирование, основанное на реализации принципа
деятельностного подхода к воспитанию. Это процесс творчества классного
руководителя, в ходе которого следует руководствоваться следующими сложившимися
в практике и обоснованными наукой требованиями:
1. План не должен представлять собой бессистемный перечень
дел – важно, чтобы в нем был стержень.
2. Следует планировать взаимодействие учителя и детей,
работу самих учащихся, педагогически направленную и организуемую.
3. Конкретность, осязаемость включенных в план дел.
4. Разумное сочетание словесных, наглядных, практических
форм воспитательной работы.
5. Максимальная индивидуализация плана с учетом особенностей класса, отдельных
учащихся, возможностей классного руководителя.
6. Учет плана работы школы, возможностей микрорайона,
юбилейных дат страны, общественных организаций и движений, района.
7. Важнейшее организационно-педагогическое условие деятельности классного руководителя – соблюдение
преемственности в работе с классом, выявление особенностей стиля
взаимоотношений с учащимися своего предшественника, сложившаяся система
организации коллектива.
8. Принцип деятельностного подхода является ведущим в планировании
воспитательной работы. Он означает, что в основном разделе плана
предусматривается организация различных видов деятельности школьников:
познавательной, трудовой, общественной, художественной,
спортивно-оздоровительной, ценностно-ориентировочной и свободного общения.
Структура плана воспитательной работы включает в
себя следующие разделы:
1. Психолого-педагогическая характеристика класса, составленная с
учетом данных «Карты воспитанности».
2. Цели и задачи воспитательной
работы, решение которых планируется в данный
промежуток времени (четверть, полугодие, год).
3. Содержание, основные направления, методы и формы
деятельности классного руководителя (все должно быть нацелено на успешное
решение поставленных задач).
Многие классные руководители в различных школах отдают
предпочтение планированию по тематическим блокам, например: «Человек и
природа», «Мы и закон», «В мире знаний», «В мире прекрасного», «Здоровье –
богатство нашего общества» и др.
В любом случае важно, чтобы, индивидуальный по своему содержанию,
план отвечал требованиям комплексного подхода к постановке всего дела
воспитания.
Действенность воспитательной работы в значительной степени
обусловлена тем, что классный руководитель должен учитывать своеобразие
коллектива; потребности, интересы и склонности школьников. Поэтому учащиеся
самым активным образом привлекаются прямо или косвенно не только к составлению
и обсуждению плана воспитательной работы в целом, но и к рассмотрению тематики
классных собраний, классных часов, вечеров и других мероприятий.
СХЕМА ПРОЦЕССА ПЛАНИРОВАНИЯ
РАБОТЫ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА
Планируя работу, классный
руководитель предусматривает, каких навыков, умений и знаний недостает у его
воспитанников и как лучше использовать имеющиеся у них знания, опыт. В каких
видах деятельности, специально созданных ситуациях, конкретных делах можно
формировать необходимые навыки? В чем конкретно будет заключаться педагогическая
помощь активу, отдельным школьникам?
В процессе планирования
комплекса дел классный руководитель должен исходить из задач соответствующей
части процесса воспитания. Наименьшей частью комплекса дел является
воспитательное мероприятие – общественно значимое дело, в котором коллектив
класса может реализовать свои интересы, склонности, потребности. При подготовке
и проведении воспитательного мероприятия целесообразно добиться:
– создания обстановки
сотрудничества, товарищеской заботы, взаимной помощи, требовательности,
принципиальности, отношений взаимной зависимости;
– учитывать интересы,
склонности, потребности учащихся;
– правильно расставлять
силы, четко определять обязанности каждого;
– разумно сочетать
содержание работы и ее занимательность;
– придерживаться девиза
любого мероприятия – «Все творчески, иначе зачем?»;
– шире использовать
средства искусства, наглядности, что повышает эмоциональный настрой учащихся;
– оказывать помощь в ходе
подготовки и проведения дел в классе;
– опираться на творческие
группы, микроколлективы класса, создавать их для выполнения коллективных
творческих дел (по методике А. С. Макаренко, И. П. Иванова);
– систематически
коллективно анализировать результаты работы как в творческих группах, так и в
коллективе в целом.