Профессиограмма – квалификационная характеристика, включающая
совокупность профессионально-значимых качеств, способностей, знаний, умений,
навыков.
Личность классного
руководителя, как и любая другая, должна отличаться всесторонностью,
гармоничностью и целостностью своего развития.
Профессиональный идеал
может быть сформирован при условии развитой положительной Я-концепции.
Положительная
Я-концепция определяется тремя факторами:
• твердой уверенностью
в импонировании другим людям;
• уверенностью в
способности к тому или иному виду деятельности;
• чувством собственной
значимости.
Воспитателю необходимы такие качества, как:
• любовь к людям, умение общаться с ними, доверие,
понимание, терпение, отзывчивость, доброжелательность, искренность во
взаимоотношениях;
• высокий уровень культуры, широкий кругозор, личное
обаяние, чувство юмора, находчивость;
• твердость и решительность характера, уверенность в
себе, сила воли, самоотдача;
• разнообразие эмоциональной жизни (положительные
эмоции, чувства создают у человека оптимистический настрой и способствуют
развитию его волевой активности);
• высокий уровень развития всех психических свойств:
восприятия, воображения, памяти и т. д.
Знания классного руководителя должны представлять
определенную систему, состоящую из трех компонентов:
• знания особенностей развития личности и детского
коллектива;
• психолого-педагогические знания;
• общие знания (знания из
разных областей жизнедеятельности человека).