МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Права и обязанности классного
руководителя в
соответствии с законом РФ «Об образовании» определяются Уставом
общеобразовательного учреждения, В большинстве органов управления образованием
субъектов Российской Федерации действуют разработанные примерные положения о
классном руководителе, которые определяют основные направления его
деятельности, закрепляют права и обязанности. Классный руководитель назначается с согласия педагогического работника
приказом руководителя общеобразовательного учреждения на основании решения
педагогического совета.
Контроль за деятельностью классного руководителя осуществляет,
как правило, заместитель руководителя общеобразовательного учреждения по
воспитательной работе. Его участие в образовательном процессе, взаимоотношения
с другими организаторами учебно-воспитательной работы определены должностными
обязанностями.
Функции классного руководителя определяются
необходимостью создания условий существования ребенка в общеобразовательном
учреждении для его успешной жизнедеятельности, содействия разностороннему
творческому развитию личности, духовному становлению, постижению смысла жизни.
Классный руководитель получает и обрабатывает информацию о своих воспитанниках,
их психофизическом развитии, социальном окружении, семейных обстоятельствах,
контролирует ход целостного воспитательного процесса, процесс становления
личности каждого ребенка, его нравственных качеств; анализирует характер
оказываемых на него воздействий; координирует учебную деятельность
каждого воспитанника и всего классного коллектива, самоопределение,
самовоспитание и саморазвитие обучающегося, формирование классного коллектива,
развитие творческих способностей воспитанников, взаимоотношения с другими
участниками воспитательного процесса.
Работа классного руководителя – целенаправленная, системная,
планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания
всего образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных
и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного
подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом
школы, и ситуации в классном коллективе, межэтнических, межконфессиональных
отношений. Педагог также принимает во внимание уровень воспитанности
обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных
обстоятельств.
Деятельность классного руководителя в первую очередь направлена на работу
с обучающимися. Он формирует мотивацию к учению каждого отдельного
ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и
стимулирования познавательных интересов; через разнообразные формы и методы
индивидуальной работы создает благоприятные условия для развития
гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда,
творческой индивидуальности, успешного вхождения ребенка в социум, формирования
демократической культуры в системе классного самоуправления.
Одной из важнейших задач классного
руководителя является системная работа с коллективом.
Педагог гуманизирует отношения между
детьми в коллективе, способствует формированию нравственных смыслов и духовных
ориентиров, организует социально ценные отношения и переживания воспитанников в
классном сообществе, творческую, личностно и общественно значимую деятельность,
систему самоуправления; создает ситуацию защищенности, эмоционального комфорта,
благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности
ребенка, способствует формированию навыков самовоспитания обучающихся. Его
работа направлена на становление и проявление неповторимой индивидуальности,
«лица» классного сообщества. В то же время классный руководитель заботится о
позиции и месте класса в школьном коллективе, способствуя межвозрастному
общению.
Для успешного решения вопросов
обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимы активное
взаимодействие всех участников образовательного процесса, дифференциация,
интеграция и координация педагогического труда в едином образовательном
пространстве и социокультурной среде. В этой связи, педагогическим советам
общеобразовательных учреждений при определении функций классного руководителя
необходимо в первую очередь четко обозначить его права, обязанности и
ответственность, соотнося их с должностными обязанностями других участников
образовательного процесса.
В процессе своей деятельности
классный руководитель в первую очередь взаимодействует с
учителями-предметниками:
– совместная разработка общих
педагогических требований и подходов к детям в учебно-воспитательном процессе
на основе целей образовательного учреждения;
– представление интересов своих
воспитанников на педагогическом совете; - привлечение учителей к работе с
родителями;
– включение обучающихся своей группы
в систему внеклассной работы по предметам: разнообразные предметные кружки,
факультативы, выпуск предметных газет, совместная организация и участие в
предметных неделях, тематических вечерах и других мероприятиях.
Совместно с педагогом-психологом
классный руководитель изучает индивидуальность обучающихся, процесс их
адаптации, интеграции в микро- и макросоциум. Классный руководитель
координирует связь педагога-психолога с родителями, их консультативную,
терапевтическую поддержку. При поддержке педагога-психолога классный
руководитель анализирует развитие коллектива класса, определяя познавательные,
творческие способности и возможности воспитанников. Помогая ребенку определиться
в выборе будущей профессии, координирует выбор форм (методов) организации
индивидуальной и групповой учебной и внеклассной деятельности как со своей
стороны, так и со стороны других участников воспитательного процесса.
Большое значение в деятельности классного
руководителя имеет сотрудничество с педагогами дополнительного
образования. Взаимодействие с ними помогает использовать все многообразие
системы дополнительного образования детей для расширения познавательных,
творческих способностей своих воспитанников, стимулирования их самоопределения,
саморазвития и самовоспитания, желания расширить зону общения, поддерживает
допрофессиональную подготовку учащихся. Классный руководитель способствует
включению школьников в различные творческие объединения по интересам (кружки,
секции, клубы), действующие как в общеобразовательных учреждениях, так и в
учреждениях дополнительного образования детей.
В организации внеучебной, внешкольной
работы классного коллектива, досуговых и каникулярных мероприятиях классный
руководитель активно взаимодействует с педагогом-организатором. Согласуя
совместную деятельность, классный руководитель привлекает его к проведению
мероприятий внутри класса, организует участие обучающихся своей группы в
общешкольных мероприятиях во внеучебное и каникулярное время. При поддержке
педагога-организатора классный руководитель привлекает к работе с группой
представителей культуры, спорта, общественность.
Классный руководитель должен тесно взаимодействовать
с социальным педагогом, призванным быть посредником между личностью ребенка
и всеми социальными институтами в разрешении личностных кризисов обучающихся.
При непосредственном участии социального педагога классный руководитель
организует социально значимую деятельность обучающихся, мероприятия, направленные
на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов.
Сотрудничая с библиотекарем, классный
руководитель расширяет круг чтения обучающихся, способствует формированию у них
культуры чтения, отношения к нравственным идеалам, этическим нормам поведения,
осознанию собственной индивидуальности через освоение классической и
современной литературы. В своей работе классный руководитель постоянно
заботится о здоровье своих воспитанников, используя информацию, получаемую от
медицинских работников образовательного учреждения.
Одним из важнейших социальных
институтов воспитания является семья. Работа классного руководителя с
родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка,
формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка,
его психофизиологических особенностей, выработку близких по сути требований,
организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося.
Классный руководитель привлекает родителей к участию в учебно-воспитательном процессе
школы, что способствует созданию благоприятного климата в семье,
психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и за ее пределами.
Он координирует усилия по образованию и самообразованию ребенка, изучая
информацию о наклонностях воспитанников, материально-психологическом климате в
семье, требования родителей к обучению и воспитанию в школе и дома, их видение
развития ребенка. Классный руководитель также организует работу по повышению
педагогической и психологической культуры родителей через проведение
родительских собраний, совместную деятельность.
Дифференцированный подход к обязанностям классного
руководителя определяется спецификой общеобразовательного учреждения и его
воспитательной системы, уровнем воспитанности учащихся, их возрастными
особенностями, сформированностью классного коллектива, качеством предшествующей
воспитательной деятельности.
Формы работы классного руководителя определяются исходя из педагогической
ситуации, сложившейся в образовательном учреждении, в данной группе, традиционного
опыта воспитания; степень педагогического воздействия – уровнем развития
личностей обучающихся, сформированность классного коллектива как группы, в
которой происходят развитие и самоопределение подростков. Количество форм
бесконечно: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы,
общественно полезный и творческий труд, художественно-эстетическая
деятельность, ролевой тренинг и т. д. При этом важнейшей задачей остается
актуализация содержания воспитательной деятельности, способствующей
эмоциональному развитию обучающегося, его речи, интеллекта, формирование
навыков критического отношения к информации, в том числе аудиовизуальной.
Особое место в деятельности классного руководителя
занимает классный час – форма организации процесса непосредственного
общения педагога и воспитанников, в ходе которого могут подниматься и решаться
важные моральные, нравственные и эстетические проблемы.
Согласно ст. 32 п. 11 и ст.
54 п. 4 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательное учреждение
в пределах имеющихся у него средств на оплату труда работников данного
учреждения самостоятельно определяют размеры доплат, надбавок к должностным
окладам, премий и других мер материального стимулирования и закрепляет их в
положении, коллективном договоре (соглашении).