Диагностическая программа
изучения уровней
сформированности гражданственности у подростков
Компоненты
гражданст- |
Уровни и показатели
гражданственности |
|||
Высокий |
Средний |
Низкий |
Крайне низкий |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1.
Гражданское самосознание |
Знает
основные права и обязанности, нормы поведения гражданина. Всегда
добросовестен в делах, умеет преодолевать индивидуалистические устремления,
регулировать свои потребности и соотносить их с возможностями общества и
других людей |
Знает
основные правила и нормы поведения гражданина. Соблюдает правила поведения,
но не всегда может регулировать свои потребности и соотносить их с
возможностями других людей |
Не всегда
придерживается общепринятых норм поведения, принимает участие в любой
деятельности только под контролем взрослых и товарищей |
Сознательного
отношения к делам и своим поступкам не проявляет. Недисциплинирован, пассивен |
2.
Гражданский долг |
Охотно
выполняет общественные поручения. Осознанно выполняет свои обязанности,
проявляет убеж-дённую готовность и способность защищать Родину, проявляет
чувство долга и ответственности перед родителями. Показывает пример бережного
отношения к природе и общенародному достоянию. Хорошо учится, охотно помогает
товарищам |
Выполняет
общественные поручения и свои обязанности. Проявляет готовность защищать
Родину, проявляет чувство долга и ответственности перед родителями, в целом
бережно относится к природе и общенародному достоянию, только в отдельных
случаях допускает небрежность |
Неохотно
выполняет общественные поручения, только при условии контроля со стороны
учителей и товарищей, иногда проявляет неуважительное отношение к взрослым |
Уклоняется от
общественных поручений, безответственен, проявляет неуважительное отношение к
родителям и товарищам |
3.
Гражданская ответственность |
Хорошо знает
конституционные права и законы государства, соблюдает их. осознаёт ответственность за судьбу
своей страны. Ответственно относится к поручениям, к учёбе, проявляет во всех
делах инициативу и самостоятельность |
Знает
конституционные права и законы государства, соблюдает их. Осознает
ответственность за судьбу своей страны. Выполняет поручения, хорошо учится,
инициативу в делах коллектива проявляет не всегда |
Недостаточно
знает законы государства, допускает отклонения в соблюдении правопорядка,
нуждается в дополнительном контроле со стороны взрослых. Поручения выполняет
только при условии побуждения со стороны взрослых |
Нарушает
дисциплину и правопорядок, требует постоянного контроля, безответственен.
Учится плохо |
Продолжение
табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
4. Правовая
культура |
Осознаёт себя
гражданином своей страны, знает права и обязанности и уважительно относится к
ним. Умеет грамотно реализовать свои права и обязанности в жизни |
Осознаёт себя
гражданином своей страны, знает свои права и обязанности, но не всегда умеет
реализовывать их в жизни |
Знает свои
права и обязанности, но реализовать их может только под руководством взрослых |
Неуважителен
к правам и обязанностям гражданина, не выполняет требований общества |
5. Соблюдение
законов государства |
Примерно
ведёт себя, самостоятельно соблюдает правила поведения в школе, на улице,
дома. Побуждает к хорошему поведению других. Знает основные законы и
последствия в случае их нарушения, проявляет нетерпимость к злу и
аморальности |
Примерно
ведёт себя, соблюдает правила поведения в школе, на улице, дома. Знает
основные законы и последствия в случае их нарушения , но к хорошему поведению
других не побуждает |
Соблюдает
правила поведения при условии требовательности и контроля со стороны взрослых
и товарищей |
Нарушает
дисциплину, не реагирует на внешние воздействия и требования взрослых |
6. Личная
свобода |
Свободен в
выборе решений и путей достижения цели, но чувствует ответственность за этот
выбор. Имеет свои убеждения, правильно отображающие его интересы и
общественные интересы, поступает в соответствии с этими убеждениями |
Имеет свои
убеждения и старается поступать в соответствии с ними. Как правило,
ответственно относится к своим поступкам, но в некоторых случаях его решения
не соответствуют решениям общества |
Проявляет
неуверенность в собственных силах, убеждения неустойчивы, при достижении
поставленной цели нуждается в поддержке друзей и взрослых |
При выборе
решения проблем не уверен в себе, податлив дурному влиянию |
7.
Гражданское достоинство |
Развито
чувство собственного достоинства, проявляет требовательность к себе и другим,
считает для себя честью выполнение самого трудного дела или поручения. Не
позволяет унижать себя, встаёт на |
Развито
чувство собственного достоинства, проявляет требовательность к себе и другим,
стремится выполнять трудные дела и поручения , не позволяет унижать себя, на
защиту других встаёт не всегда |
Развито
чувство собственного достоинства, но при выполнении трудных поручений не
всегда достигает цели, так как не проявляет требовательности к себе, с
несправедливостью борется только тогда, когда она коснулась его самого |
Требований к
себе не предъявляет. Нет силы воли, труслив |
Окончание
табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
8.
Гражданская активность |
Проявляет
активное участие в процессе выполнения любой деятельности. Любит участвовать
в трудовых делах, проявляет инициативу, вносит новизну, творчество в работу,
предприимчивость, умеет организовать ребят, повести их за собой |
Принимает
участие во всех видах деятельности, следуя за другими ребятами, но в
отдельных случаях может не выполнить поручение и не довести начатое дело до
конца |
Проявляет
активность только в тех случаях, если дело интересует, требует контроля со
стороны взрослых |
Уклоняется от
участия в трудовых делах, трудится неохотно, недобросовестно |
9.
Политическая культура |
Проявляет
активное участие в деятельности, имеющей общественно-политическую
направленность, с интересом обсуждает события, происходящие в стране и за
рубежом, правильно оценивает их. активно
пропагандирует политические знания среди товарищей, участвует в доступных
общественно-политических акциях. Умеет организовать ребят, повести их за
собой |
Принимает
участие в деятельности, имеющей общественно-полити-ческую направленность,
следует за другими ребятами. Участвует в обсуждении общественно-политических
событий, в основном правильно их оценивает, но испытывает затруднения в
аргументации своей точки зрения |
Малоактивен в
общественно-политических делах, предпочитает позицию зрителя, иногда
увлекается подобной работой, но быстро охладевает к ней. при оценке общественно- политических
событий не умеет правильно аргументировать свою точку зрения |
Безразличен к
общественно-политическим делам школы, страны, пассивен в работе, неверно
оценивает события, происходящие в стране и за рубежом |
10.
Патриотизм и интернациональность |
Интересуется
историей и культурой родины, гордится ею, проявляет бережное отношение к
национальным богатствам страны, к национальной культуре, участвует в
историко-патриотической работе. Выступает организатором акций
интернациональной дружбы. Пресекает неуважительное отношение к национальным
традициям и культуре, людям другой национальности |
Интересуется
историей и культурой Родины, гордится ею, участвует в
историко-патриотиче-ской работе. Проявляет интерес и уважение к людям другой
национальности, их культуре и традициям, принимает участие в акциях
интернациональной дружбы |
Мало
интересуется историей родины, историко-патриотическую работу выполняет при
побуждении и под контролем. Не проявляет интереса к культуре и традициям
другой национальности |
Пренебрежительно
относится к культуре и истории своей страны, проявляет неуважение к людям
другой национальности и не дружит с детьми другой национальности |