Уровень педагогической культуры: Педагогический фон семьи: | Высокий | Различный у отца и матери | Средний | Низкий |
Благоприятный | в | в | в | |
Противоречивый | в | с | с | н |
Неблагоприятный | н | н |
с – семьи со среднем уровнем воспитательных возможностей
н – семьи с низким уровнем воспитательных возможностей
Эта классификация позволяет выявить три группы семей воспитанников: с высоким уровнем воспитательных возможностей, со средним и низким.
Однако эти группы не являются однородными и в зависимости от уровня педагогической культуры родителей и нравственно-психологической атмосферы семьи подразделяются в свою очередь на 9 малых групп, в процессе работы с которыми учитель ставит конкретные задачи.
I группа:
– изучить, обобщить, распространить лучший опыт семейного воспитания с целью рекомендации его другим родителям;
– максимально использовать воспитательные умения и навыки родителей в общественной жизни класса и школы;
– использовать влияние этих родителей на семьи со средними и низкими воспитательными возможностями.
II группа:
– выравнивание уровней педагогической культуры родителей за счет усиления влияния педагогически более грамотного родителя;
– привлечение родителей к активному участию в жизни класса и школы.
III группа:
– повышение уровня педагогической культуры родителей на основе положительных компонентов семейного уклада;
– вовлечение данной категории родителей в выполнение общественных поручений, способствующих повышению их педагогической грамотности.
IV группа:
– выявление компонентов семейного уклада, негативно влияющих на воспитание детей;
– устранение причин, приводящих к противоречивости уклада семейной жизни, оказание помощи в организации жизни и быта семьи.
V группа:
– усиление влияния педагогически более грамотного родителя;
– устранение причин противоречивости в укладе семейной жизни, негативно влияющих на воспитание детей.
VI группа:
– ликвидация пробелов в педагогических знаниях родителей;
– формирование практических навыков и умений правильного воспитания детей;
– оказание помощи в совершенствовании уклада семейной жизни.
VIII группа:
– создание целесообразной системы повышения педагогической культуры родителей с учетом детей и индивидуальных особенностей семьи;
– устранение негативных компонентов семейного уклада;
– восполнение недостающих в семье педагогических влияний.
VIII группа:
– выявление компонентов семейного уклада, отрицательно влияющих на воспитание, и причин, их порождающих;
– помощь родителям в осознании необходимости изменения уклада жизни в интересах воспитания детей;
– расширение имеющихся педагогических знаний, формирование навыков применения их на практике.
V группа:
– эти родители безразлично или негативно относятся к школе, поэтому установить отношения с ними очень трудно. Работа с такими семьями ведется единым фронтом со стороны школы, родительской общественности, трудовых коллективов. При наличии резко выраженного неблагополучия в семье (пьянство, аморальное поведение, тунеядство) к родителям применяются меры административного порядка, вплоть до лишения родительских прав.
Особенно большой педагогический такт и постановка специфических задач требуется в работе с неполными семьями:
– оградить ребенка от последствий развода родителей, помочь создать обстановку психологического комфорта;
– восполнить недостающие в семье педагогические влияния;
– рекомендовать условия для сотрудничества отца и матери в деле дальнейшего воспитания ребенка.
Установление контактов с родителями учащихся – это сложная задача, и многие учителя решают ее с переменным успехом, а некоторые не в силах решать совсем. Встречается немало учителей, которые слабо ориентируются в практической семейной педагогике, затрудняются в анализе воспитательных ситуаций, не могут дать квалифицированных советов родителям по воспитанию детей. К тому же нередко классным руководителям не хватает жизненного опыта, они теряются перед более старшими по возрасту родителями учащихся. В этом случае учителю следует заранее тщательно изучить и педагогически осмыслить все факты, о которых пойдет речь, вычленить основные вопросы беседы, предложить родителям педагогическую литературу, связанную с темой разговора.
* Разработана на основе экспериментальной работы в школах г. Москвы сотрудниками НИИ общих проблем воспитателя АПН. Семья, учитель, трудовой коллектив (Сб. научных трудов. – М., 1987).