Классификация семей
воспитанников
для индивидуальной работы с родителями*
Уровень педагогической культуры: Педагогический
фон
семьи:
Высокий
Различный
у отца и матери
Средний
Низкий
Благоприятный
в
в
в
Противоречивый
в
с
с
н
Неблагоприятный
н
н
в– семьи с высоким уровнем воспитательных возможностей
с
– семьи со среднем уровнем воспитательных возможностей
н – семьи с низким уровнем воспитательных
возможностей
Эта
классификация позволяет выявить три группы семей воспитанников: с высоким
уровнем воспитательных возможностей, со средним и низким.
Однако эти группы не
являются однородными и в зависимости от уровня педагогической культуры
родителей и нравственно-психологической атмосферы семьи подразделяются в свою
очередь на 9 малых групп, в процессе работы с которыми учитель ставит
конкретные задачи.
I группа:
– изучить, обобщить,
распространить лучший опыт семейного воспитания с целью рекомендации его другим
родителям;
– максимально
использовать воспитательные умения и навыки родителей в общественной жизни
класса и школы;
– использовать влияние
этих родителей на семьи со средними и низкими воспитательными возможностями.
II группа:
– выравнивание уровней
педагогической культуры родителей за счет усиления влияния педагогически более
грамотного родителя;
– привлечение
родителей к активному участию в жизни класса и школы.
III группа:
– повышение уровня
педагогической культуры родителей на основе положительных компонентов семейного
уклада;
– вовлечение данной категории
родителей в выполнение общественных поручений, способствующих повышению их
педагогической грамотности.
IV группа:
– выявление
компонентов семейного уклада, негативно влияющих на воспитание детей;
– устранение причин,
приводящих к противоречивости уклада семейной жизни, оказание помощи в
организации жизни и быта семьи.
V группа:
– усиление влияния
педагогически более грамотного родителя;
– устранение
причин противоречивости в укладе семейной жизни, негативно влияющих на
воспитание детей.
VI группа:
– ликвидация пробелов
в педагогических знаниях родителей;
– формирование
практических навыков и умений правильного воспитания детей;
– оказание помощи в
совершенствовании уклада семейной жизни.
VIII группа:
– создание
целесообразной системы повышения педагогической культуры родителей с учетом
детей и индивидуальных особенностей семьи;
– устранение
негативных компонентов семейного уклада;
– восполнение
недостающих в семье педагогических влияний.
VIII группа:
– выявление
компонентов семейного уклада, отрицательно влияющих на воспитание, и причин, их
порождающих;
– помощь родителям в
осознании необходимости изменения уклада жизни в интересах воспитания детей;
– расширение имеющихся
педагогических знаний, формирование навыков применения их на практике.
V группа:
– эти родители
безразлично или негативно относятся к школе, поэтому установить отношения с
ними очень трудно. Работа с такими семьями ведется единым фронтом со стороны
школы, родительской общественности, трудовых коллективов. При наличии резко
выраженного неблагополучия в семье (пьянство, аморальное поведение, тунеядство)
к родителям применяются меры административного порядка, вплоть до лишения
родительских прав.
Особенно большой
педагогический такт и постановка специфических задач требуется в работе с
неполными семьями:
– оградить ребенка от
последствий развода родителей, помочь создать обстановку психологического
комфорта;
– восполнить недостающие в семье педагогические
влияния;
– рекомендовать условия для сотрудничества отца и
матери
в деле дальнейшего воспитания ребенка.
Установление контактов с родителями учащихся – это
сложная задача, и многие учителя решают ее с переменным успехом, а некоторые не
в силах решать совсем. Встречается немало учителей, которые слабо ориентируются
в практической семейной педагогике, затрудняются в анализе воспитательных
ситуаций, не могут дать квалифицированных советов родителям по воспитанию
детей. К тому же нередко классным руководителям не хватает жизненного опыта,
они теряются перед более старшими по возрасту родителями учащихся. В этом
случае учителю следует заранее тщательно изучить и педагогически осмыслить все
факты, о которых пойдет речь, вычленить основные вопросы беседы, предложить
родителям педагогическую литературу, связанную с темой разговора.
* Разработана на основе
экспериментальной работы в школах г. Москвы сотрудниками НИИ общих проблем
воспитателя АПН. Семья, учитель, трудовой коллектив (Сб. научных трудов. – М.,
1987).