Введение В современных условиях при определении содержательных
аспектов воспитания школьников первостепенное значение приобретают
задачи
формирования личности, ее социально-нравственных ориентиров, а также
выявления
и развития способностей.
Саморазвивающаяся личность – это и цель, и желаемый
результат воспитания, это процесс воспитания.
Как показывает практика, воспитательные средства, которые
использует классный руководитель, зачастую бессистемны, не взаимосвязаны
между
собой, неупорядочены, что не позволяет максимально реализовать
педагогические
возможности в развитии индивидуальных качеств личности.
Сегодня, когда школа переживает трудное время, полное
противоречий и исканий, особенно важно находить неиспользованные
резервы,
которые могут прийти на помощь классному руководителю.
Во-первых, неисчерпаемым и все еще недостаточно оцененным
резервом в решении задач, стоящих перед школой, являются наука и
практика,
созданные К. Д. Ушинским, С. Т. Шацким, А. С. Макаренко, В. А.
Сухомлинским и
др.
Во-вторых,
формальные планы, всяческие всеохватные акции, бессмысленные попытки
объять необъятное должны быть
заменены продуманными, обоснованным, оригинальными планами развития
творческой
индивидуальности каждого ученика и коллектива.
Система - это
совокупность объектов, взаимодействие которых обуславливает наличие
новых
интегративных качеств, не свойственных образующим её частям и
компонентам
(В.Г.Афанасьев).
Воспитательная
система - это упорядоченная совокупность компонентов воспитательного
процесса (целей, субъектов воспитания, их деятельности, отношений,
осваиваемой
им среды), дающей общий эффект (С.В.Евтушенко).
Воспитательная
система класса - это способ организации жизнедеятельности и
воспитания
членов классного сообщества, представляющий собой целостную и
упорядоченную совокупность
взаимодействующих компонентов и содействующий развитию личности и
коллектива
(Е.Н.Степанов).
воспитательная
система – одно из условий социального
благополучия детей
Современные
условия развития общества требуют
переориентации обучения с усвоения
готовых знаний, умений и навыков на
развитие личности ребенка, его творческих
способностей, самостоятельности мышления
и чувства личной ответственности как
нравственной характеристики личности.
В такой педагогической теории обучения
ученик становится центральной фигурой,
а его деятельность приобретает активный,
познавательный характер.
Воспитательная
система охватывает весь педагогический
процесс, интегрируя учебные занятия,
внеурочную жизнь детей, разнообразную
деятельность и общение, учитывая влияние
социальной, природной, предметно-эстетической
среды.
Воспитательная
система состоит из следующих
компонентов:
–
цели – совокупность идей, для
реализации которых она создается;
–
деятельность, обеспечивающая
ее реализацию;
–
субъект деятельности, ее
организующий и в ней участвующий;
–
отношения, рождающиеся в
деятельности и общении, интегрирующие
субъектов в некую общность;
–
управление, обеспечивающее
интеграцию компонентов в целостную
систему и развитие этой системы.
Цель
воспитательной системы –
создание условий для развития личности
ребенка.
Она
сформулирована с учетом анализа
образовательной ситуации в школе,
особенностей социума микрорайона,
потребностей, желания учащихся, их
родителей, педагогического коллектива.
Создание условий
для развития личности ребенка – это
процесс создания системы отношений,
помогающий ребенку на каждом возрастном
этапе успешно решать задачи в основных
сферах своей жизнедеятельности.