В современных условиях при определении содержательных аспектов воспитания школьников первостепенное значение приобретают задачи формирования личности, ее социально-нравственных ориентиров, а также выявления и развития способностей. Саморазвивающаяся личность – это и цель, и желаемый результат воспитания, это процесс воспитания.
Как показывает практика, воспитательные средства, которые использует классный руководитель, зачастую бессистемны, не взаимосвязаны между собой, неупорядочены, что не позволяет максимально реализовать педагогические возможности в развитии индивидуальных качеств личности. Сегодня, когда школа переживает трудное время, полное противоречий и исканий, особенно важно находить неиспользованные резервы, которые могут прийти на помощь классному руководителю.
Во-первых, неисчерпаемым и все еще недостаточно оцененным резервом в решении задач, стоящих перед школой, являются наука и практика, созданные К. Д. Ушинским, С. Т. Шацким, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинским и др.
Во-вторых, формальные планы, всяческие всеохватные акции, бессмысленные попытки объять необъятное должны быть заменены продуманными, обоснованным, оригинальными планами развития творческой индивидуальности каждого ученика и коллектива.
Система - это
совокупность объектов, взаимодействие которых обуславливает наличие
новых
интегративных качеств, не свойственных образующим её частям и
компонентам
(В.Г.Афанасьев).
Воспитательная система - это упорядоченная совокупность компонентов воспитательного процесса (целей, субъектов воспитания, их деятельности, отношений, осваиваемой им среды), дающей общий эффект (С.В.Евтушенко).
Воспитательная система класса - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и содействующий развитию личности и коллектива (Е.Н.Степанов).
воспитательная
система – одно из условий
социального
благополучия детей
Современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности как нравственной характеристики личности. В такой педагогической теории обучения ученик становится центральной фигурой, а его деятельность приобретает активный, познавательный характер.
Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение, учитывая влияние социальной, природной, предметно-эстетической среды.
Воспитательная система состоит из следующих компонентов:
– цели – совокупность идей, для реализации которых она создается;
– деятельность, обеспечивающая ее реализацию;
– субъект деятельности, ее организующий и в ней участвующий;
– отношения, рождающиеся в деятельности и общении, интегрирующие субъектов в некую общность;
– управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.
Цель воспитательной системы – создание условий для развития личности ребенка.
Она сформулирована с учетом анализа образовательной ситуации в школе, особенностей социума микрорайона, потребностей, желания учащихся, их родителей, педагогического коллектива.
Создание условий для развития личности ребенка – это процесс создания системы отношений, помогающий ребенку на каждом возрастном этапе успешно решать задачи в основных сферах своей жизнедеятельности.