На фоне ограничения двигательной активности и патологии органов зрения
происходит значительное нарушение осанки детей. Это, в свою очередь,
может привести к заболеванию сердца, печени и др.Наиболее часты патологии позвоночника и ног.
Круглая и сутулая спина-
результат дугообразного искривления позвоночника. Наличие круглой спины
ведет к уменьшению дыхательной экскурсии грудной клетки, так как полный
вдох можно сделать только при максимальном разгибании позвоночника.
Уменьшение же экскурсии грудной клетки влечет за собой снижение
жизненной емкости легких и колебания внутригрудного давления. Последнее
может отрицательно сказаться на функции не только дыхательной, но и
сердечно-сосудистой системы.
Причинами развития круглой спины
являются перегрузка позвоночника, длительное согнутое положение во время
работы и занятий, плохое освещение рабочего места, близорукость. Кроме
того, в образовании круглой спины некоторую роль играет плохо сшитая
одежда, когда человек вынужден сутулиться. Круглая спина нередко
формируется у малоподвижных, ленивых детей. Они не утруждают себя тем,
чтобы удерживать позвоночник в правильном положении при помощи мышц и
дают ему возможность изгибаться под тяжестью тела. Причиной формирования
круглой спины может быть и вредная привычка стоять сгорбившись, как это
часто бывает у высоких юношей и девушек.
Формирование статических
изгибов позвоночника зависит от состояния нижних конечностей. Поэтому во
избежание деформации позвоночника мышцы и связки ног должны быть
достаточно хорошо развитыми и сильными.
У детей школьного возраста
со слаборазвитой мускулатурой нередко наблюдается мышечная
недостаточность стопы, в результате чего в последствии развивается
плоскостопие.
При осмотре отпечатка нормальной стопы, например, на
песке, видно, что внутренняя часть стопы не касается земли. При
плоскостопии уплощается внутренний продольный свод. В начальных стадиях
плоскостопия стопа касается земли только несколько большей плоскостью,
чем обычно. В дальнейшем, при прогрессировании, земли касается вся
стопа, включая и внутреннюю часть ее, наконец, внутренний край стопы
становится выпуклым, а наружный – вогнутым. Вместе с тем, изменяются
кости, мышцы и связки стопы.
Боли при плоскостопии зависят и от
изменения мелких суставов стопы, наступающих при уплощении ее от
растяжений тканей.
Нарушения осанки формируются под влиянием самых
разнообразных причин. Устранение этих причин является вместе с тем
профилактикой отклонений со стороны осанки.
Большое влияние на
формирование у ребенка нарушений осанки оказывает его поведение и режим
дня. Дети с патологией зрения являются малоподвижными, предпочитающими
во время перерывов в школьных и домашних занятиях отдыхать в согнутой
позе, сидя за столом. У них более часто наблюдаются отклонения в
положении позвоночника, чем у детей с нормальным зрением, бегающих и
играющих во время перемен и после школьных занятий. У последних во время
игр и самых разнообразных движений, производимых ими, позвоночник
выпрямляется и принимает нормальную форму, усиленно работают мышцы
спины, плечевого пояса, нижних конечностей.
Следует отметить, что
отклонения в положении позвоночника, вызываемые вынужденным длительным
неправильным положением тела во время учебной работы, чаще наблюдаются у
детей, не занимающихся специальной физической культурой.
Профилактика
дефектов осанки должна быть направлена на устранение причин, вызывающих
эти нарушения, систематическое развитие и укрепление мускулатуры спины,
брюшного пресса и других мышц нашего тела. Она должна сводиться к
правильному воспитанию детей раннего возраста и надлежащему уходу за
ними, правильному воспитанию детей школьного возраста, разумной
организации их режима дня и неуклонному выполнению правил и требований
школьной гигиены.
Очень большое значение имеет воспитание у детей
привычки держать свое туловище прямо не только тогда, когда они стоят,
но и при положении сидя за партой, столом, несмотря на имеющуюся
патологию зрения.
Для этого нужно сделать, чтобы размер стола или
парты соответствовал росту школьника, а также постоянно проводить
эффективный подбор очков, контактных линз и т.д.
При правильном
положении стола и достаточном его освещении во время чтения и письма
нормальным расстоянием от глаз до книги и тетради считается 30-35
сантиметров. Очень важно следить за правильной осанкой школьников во
время письма.
Письмо утомляет детей гораздо быстрее, и они начинают
искать опору для головы и туловища, прислоняться грудью к краю стола,
принимают позы, затрудняющие дыхание и кровообращение и ведущие к
возникновению неправильной осанки. Так как посадка особенно сильно
страдает при косом письме, следует приучать детей писать с небольшим
(10-15 градусов) наклоном букв.
Следить за правильной осанкой ребенка
необходимо не только во время чтения, письма и уроках ЛФК, но и во
время трудовых процессов, приема пищи и т.п.
Систематические и
разумные занятия физической культурой и спортом является самым лучшим
средством, предупреждающим нарушения осанки. Помимо этого они повышают
работоспособность и сопротивляемость всего организма к различным
заболеваниям.
Для выработки рефлекса правильной осанки условными
раздражителями являются также замечания и напоминания родителей,
педагогов и сознание необходимости сохранения правильного положения тела
за партой, за столом, во время ходьбы, стояния и т.п.
Физические
упражнения могут применяться в форме утренней гимнастики,
физкультминуток и гимнастики, исправляющей нарушения осанки (ходьба на
лыжах, плавание). Продолжительность утренней гимнастики может колебаться
от 15 до 25 минут, а физкультминуток от 3 до 5 минут.
Гимнастические
упражнения для исправления круглой и сутулой спины:
1 упражнение.
И.п.: руки на затылке, локти отведены назад, левая нога отставлена назад
на носок.
Выполнение. Выпрямить руки вверх, отводя их до предела
назад (вдох). Вернуть руки в и.п. (выдох). Повторить 6-16 раз. Повторить
упражнение, отставив назад правую ногу.
2 упражнение. И.п.:
середину резинового шнура или бинта закрепить за ножку или у стены возле
пола. Концы затянутого шнура взять в руки. Ноги на ширине плеч.
Туловище наклонено вперед.
Выполнение. Растягивая шнур, выпрямиться,
одновременно поднимая руки вверх, и отклонить верхнюю часть тела до
предела назад, т.е. прогнуться (вдох). Вернуться в и.п. (выдох).
Повторить 8-20 раз.
3 упражнение. И.п.: выпад правой ногой вперед,
руки – вперед. В руках – концы слегка растянутого резинового шнура
(бинта), закрепленного у стены, двери и т.п.
Выполнение. Согнуть
руки, растягивая шнур (вдох), руки разогнуть в и.п. (выдох). Повторить
10-30 раз. После короткого отдыха повторить еще 10-30 раз, стоя в выпаде
левой ногой вперед.
4 упражнение. И.п.: лечь на пол грудью вниз и
упереться руками в пол под плечевыми суставами.
Выполнение. Выпрямить
руки («отжаться» от пола), приподнимая над полом только туловище
(вдох). Вернуться в и.п. (выдох). Повторить 6-20 раз.
5 упражнение.
И.п.: лечь на спину, руки вдоль тела, ладони вниз.
Выполнение.
Ноги согнуть в коленях и подтянуть к груди. Затем выпрямить ноги до
вертикального положения. Согнуть их и вернуть в и.п. Дыхание свободное,
без задержки. Повторить 6-10 раз.
6 упражнение. Упражнение 9, 1
комплекса.
7 упражнение. Упражнение 6, 1 комплекса.
8 упражнение.
И.п.: стойка ноги врозь, руки вверх, пальцы сцепить. Выполнение.
Сделать 8-16 круговых движений туловищем в одном направлении и столько
же в обратном. Дыхание свободное, без задержки.
9 упражнение. И.п.:
встать правой ногой на стул, руки и левая нога свободно балансируют.
Выполнение.
Сделать на правой ноге 6-10 приседаний, затем то же повторить на левой
ноге. Дыхание свободное, без задержки.
Облегчение. Во время
приседания на правой ноге левой ногой становиться на пол и наоборот.
10
упражнение. И.п.: руки на поясе.
Выполнение. Сделать 60-70 подскоков
на носках; ноги то вместе, то врозь. Когда ноги врозь, поднимать руки в
стороны, ноги вместе – руки на пояс. Дыхание свободное, ритмичное.
Гимнастические
упражнения для исправления вогнутой спины и уменьшения размеров живота:
1
упражнение. И.п.: гимнастическая палка в опущенных руках.
Выполнение.
Поднять палку вверх, правую ногу отвести назад, прогнуться в грудной
части позвоночника (вдох). Вернуться в и.п. (выдох). То же сделать,
поднимая назад левую ногу. Повторить 6-20 раз.
2 упражнение. И.п.:
стать на резиновый шнур (бинт). Растянутые концы его взять в руки.
Выполнение.
Согнуть руки в локтевых суставах и выпрямить их вверх (вдох). Вернуться
в и.п. (выдох). Повторить 10-15 раз.
3 упражнение. И.п.: ноги врозь
(широко расставив их), в вытянутых вперед руках палка (хват сверху за
концы).
Выполнение. Не сдвигая ног с места, повернуть туловище влево,
отводя палку влево до предела (выдох). Вернуться в и.п. (вдох). То же в
другую сторону. Повторить 6-12 раз. То же повторить с гантелями.
4
упражнение. И.п.: лечь на спину, руки вдоль тела ладонями вниз. К стопам
привязать концы растянутого, закрепленного внизу у стены резинового
шнура или мешки с грузом (песком).
Выполнение. Поднять прямые ноги на
90 – 120 градусов (выдох). Опустить их в и.п. (вдох). Повторить 10-20
раз. Ноги не сгибать, носки оттягивать, движение производить медленно.
5
упражнение. И.п.: стать на колени (носки оттянуть) и сесть на пятки,
руки за голову.
Выполнение. Подняться с пяток и, выдвигая таз вперед,
сильно разогнуть тазобедренные суставы. Руки выпрямить в стороны
ладонями вверх (вдох). Вернуться в и.п. (выдох). Повторить 10-30 раз.
6
упражнение. И.п.: стойка ноги врозь, руки сцепить над головой.
Выполнение. Энергичным движением согнуть туловище вперед, руки
продолжают движение между ног (выдох). Выпрямиться в и.п. (вдох).
Повторить 10-30 раз.
7 упражнение. И.п.: лечь на спину, руки в
сторону, ноги врозь. Выполнение. Изогнуться вправо и правой рукой
коснуться правой голени (выдох). Вернуться в и.п. (вдох). То же сделать
влево. Повторить 10-15 раз.
8 упражнение. И.п.: стойка ноги врозь.
Руки вверх или в стороны, прогнуться. В руках – концы несколько
растянутого резинового шнура (бинта), прикрепленного как можно выше к
стене (потолку).
Выполнение. Наклоните туловище вперед и, растягивая
шнур, дотянитесь руками до пола (выдох). Вернуться в и.п. (вдох).
Повторить 10-15 раз.
9 упражнение. И.п.: стойка на носках. Руки на
поясе.
Выполнение. Опуститься в глубокий присед, руки поднять вперед
(выдох). Вернуться в и.п. (вдох). Повторить 10-30 раз.
10
упражнение. И.п.: основная стойка.
Выполнение. Бег на месте с
высоким подниманием пяток сзади. Дыхание свободное, ритмичное. Сделать
60 шагов.