Примерная
схема психолого-педагогической характеристики классного коллектива
Состав класса.
1. Возрастной состав
класса.
2. Познавательный уровень
развития учащихся.
3. Работоспособность и
успеваемость учащихся.
4. Общественное лицо
класса (имеется ли актив в классе). Интерес к общественным делам. Выполнение
общественных поручений.
Сплоченность класса.
1. Есть ли группировки по
деловым интересам или отрицательного характера.
2. Дружат ли мальчики и
девочки. Защищают ли мальчики девочек.
3. Нет ли в классе
круговой поруки. Если есть, то в чем она выражается.
4. Переживают ли
школьники неудачи своего класса. Болеют ли за свой коллектив.
5. При проведения общешкольных
мероприятий стараются держаться вместе или разобщенно.
Организованность класса.
1. Умеют ли учащиеся сами
организовываться для выполнения коллективных мероприятий.
2. Умеют ли учащиеся
терпеливо и внимательно выслушивать друг друга (на собраниях, на переменах, при
выполнении различных дел).
3. Подчиняются ли
распоряжениям уполномоченных лиц.
Общественное мнение в
классе.
1. Какие поступки своих
товарищей одобряют, какие осуждают.
2. Как и в какой форме
они выражают свое одобрение и неодобрение.
3. Есть ли расхождения
между тем, что они говорят и что делают.
4. Критика и самокритика
в классе.
Характер товарищеской связи в коллективе.
1. Что связывает школьников: общее место жительства, место
за партой,интересы,
общая работа.
2. Где дружат ребята (только в школе или вне ее).
3. Внимательны ли они к товарищам. Стараются ли им помочь.
В чем выражается эта помощь.
4. Проявляют ли школьники требовательность к своим друзьям.
Умеют ли видеть в них недостатки.
5. Как класс относится к дезорганизаторам, отличникам,
активу, неуспевающим.
6. Как (правильно ли) учащиеся относятся к товарищам с
физическими недостатками.
Актив класса.
1. Его состав. Выборный и фактический активы класса.
2. Имеет ли актив авторитет.
3. Выполняются ли распоряжения актива.
4. Живет ли актив жизнью класса; уважают ли его в классе.
Характеристика педагогически запущенных
детей и их положение в классе.
Связь классного коллектива с общешкольным.
1. Знают ли в классе о
том, что происходит в школе в целом, и в других классах.
2. Выполняются ли классом
общешкольные поручения.
3. Каков характер связей
учащихся с другими классами (шефство, соревнования, совместные дела).
Профессиональная
направленность в классе (какие виды труда предпочитают, интерес к каким направлениям
проявляют).
Общее состояние
дисциплины и успеваемости в масштабе школы.
Уровень самопознания,
самореализации, самовыражения, самосовершенствования.
Выводы.
1. Уровень развития
класса как коллектива (низкий, средний, высокий).
2. Задачи дальнейшего
развития коллектива.
3. Пути дальнейшего
развития коллектива (через актив класса, через работу классного коллектива,
через педагогический коллектив).