ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ I. Направление «Здоровье» Цель
этого направления состоит в том, чтобы показать ребенку, его семье
значимость его физического состояния для будущего жизнеутверждения, для
развития его нравственных качеств и душевных сил, для профессионального
становления. Задачи: защита, сохранение и развитие здоровья ученика (физическое и психическое здоровье). Выполняя программу «Здоровье» классный руководитель: -
сотрудничает с медицинским персоналом школы или города для изучения и
последующей коррекции с их помощью физического здоровья учащихся; - сотрудничает с родителями учеников и консультирует учителей-предметников; - использует в работе диагностические методы исследования для возможной организации на уроке коррекции здоровья детей; -
организует просветительскую работу с учащимися по сохранению, развитию
и коррекции здоровья через систему воспитательных мероприятий как
внутри школы, так и вне ее; - организует работу по формированию правильного отношения учащихся к урокам физической культуры, к занятиям спортом; - формирует у учащихся личностный рост (корректирует мнение о себе и о своем здоровье). Функции классного руководителя по направлению «Здоровье» 1.
Изучение физического и психологического здоровья учащихся (особенностей
развития детей на различных возрастных этапах, отклонения в здоровье,
их влияние на учебную деятельность ученика и его личностное развитие,
причины детских недомоганий) и разработка совместно с администрацией
школы программ коррекции здоровья детей в учебной и внеучебной
деятельности. 2. Изучение различных методик диагностики перегрузки учащихся в учебной деятельности и их влияние на здоровье. 3.
Подготовка диагностических материалов по проблеме для обсуждения на
педагогических консилиумах и административных советах
(санитарно-гигиенические требования к уроку, дозировка классных и
домашних заданий, количество времени на выполнение домашних заданий). 4.
Проведение совместно с медицинскими работниками школы и
социально-психологической службой просвещения учащихся класса в области
личной гигиены, антиалкогольной и антиникотиновой пропаганды,
разъяснения последствий наркомании и СПИДа для человеческого организма.
5. Проведение профилактической работы по предупреждению несчастных
случаев, по развитию умений и навыков в экстремальных ситуациях. 6.
Организация активных форм развития и сохранения физического здоровья
детей (соревнования, экскурсии, походы, спортивные праздники,
олимпийские игры и т. д.), которые могут стать в классе традиционными. 7.
Тесное сотрудничество с учителями физической культуры и привлечение их
к участию в тематических консультациях для детей и родителей по
проблеме сохранения физического здоровья детей. 8. Сотрудничество
с внешкольными учреждениями по предупреждению детского нездоровья
(медицинскими учреждениями; спортивными клубами; секциями;
психологическими центрами и т. д.).
II. Направление «Взаимодействие» Очень важное направление в работе классного руководителя – это организация взаимодействия в системах: · учитель – ученик; · ученик – ученик; · учитель – ученик – родитель. Целью
в организации этой работы является передача детям опыта (знаний,
умений, навыков) социального общения людей, позитивного и негативного
опыта поколений. Помочь понять личностный смысл общения, связанный с
изучаемыми конкретными проблемами и жизнью в целом. Под личностным
смыслом нужно понимать индивидуализированное отношение к тем объектам,
ради которых разворачивается вся деятельность классного руководителя.
Мы должны научить ребенка понимать, что восхождение к индивидуальности
– это, в первую очередь, выражение и сохранение чести и достоинства
субъектов общения. Для организации работы в данном направлении можно выделить приоритеты: -
изучение с учащимися исторического опыта организации взаимоотношений
людей в человеческих сообществах, их роли и последствий для последующих
поколений; - обучение учащихся конструированию и моделированию в сфере взаимоотношений с помощью организации активных форм деятельности; -
обучение умению проявления эмпатии, созданию положительной
эмоциональной атмосферы общения, проявлению аналитических и
рефлексивных умений во взаимодействии; - организация просвещения и консультирования родителей по проблемам взаимодействия; -
обучение детей и родителей активным формам взаимодействия с
использованием тренингов общения, встреч, дискуссий, часов общения; -
изучение положения каждого ученика в коллективе и его проблем во
взаимодействии, организация коррекционной работы по проблеме на
материале диагностики; Функции классного руководителя по направлению «Взаимодействие» 1. Проведение диагностики взаимоотношений ребенка в семье, выявление проблемы взаимоотношений и их коррекция. 2.
Изучение адаптации учащихся к школе, классу (при переходе на новую
ступень обучения: начальная школа, средние классы, старшая школа). 3.
Регулярные диагностические исследования положения учащихся в
коллективе; взаимоотношений со сверстниками с последующей коррекцией. 4.
Использование игровых форм работы для изучения традиций мирового
сообщества по организации взаимодействия и понимания сосуществования
различных культурных и мировоззренческих установок.
III. Направление «Нравственность» Развивая
у ребенка знания о своих физических качествах, умение общаться,
необходимо также большое внимание уделять развитию нравственных
качеств. Главной целью этого направления является обучение учащихся
пониманию смысла человеческого существования, ценности своего
существования и существования других людей; формирования у учащегося
понимания и осознания исторического прошлого и будущего и своей
непосредственной роли. Что может сделать классный руководитель, работая
в данном направлении? - Развивать желание знать, понимать и действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях. - Воспитывать умение бороться и выживать в экстренных ситуациях, приводя примеры выживания других людей в подобных ситуациях. - Воспитывать интерес ученика к самому себе, желание самосовершенствоваться. - Развивать волевые качества ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон. - Сотрудничать с родителями и педагогами в этом направлении. -
Формировать позитивное отношение к обычаям, традициям своего народа,
своей семьи, умение слушать, смотреть, осознавать и откликаться, делать
выводы о самом себе. Функции классного руководителя по направлению «Нравственность» 1.
Изучение приоритетных жизненных ориентиров и нравственных ценностей
учащихся. Регулярное проведение классных часов на данные темы на всех
возрастных этапах. 2. Изучение ценностного ориентационного единства класса, уровня эксцентричности и т. д. 3.
Создание на мероприятиях атмосферы эмоциональной отзывчивости,
защищенности, безопасности, позитивной взаимозависимости, взаимной
ответственности. 4. Формирование у детей потребности оказания помощи больным и слабым, желания заняться благотворительностью.
IV. Направление «Интеллект» Очень
значимым направлением в работе классного руководителя является работа
по развитию интеллектуальных умений учащихся класса (в широком смысле).
Целью работы классного руководителя в данном направлении может
стать помощь ученикам в развитии в себе способности действовать
целесообразно, мыслить рационально, эффективно проявлять себя в
окружающей среде. Главное – определить круг реальных учебных
возможностей ученика, его ближайшую зону развития, дать шанс на
продвижение в интеллектуальном развитии. Как построить работу в этом направлении? -
Необходимо изучить особенности учебной деятельности класса в целом и
возможности каждого ученика в частности с последующей коррекцией.
- Совместно с педагогами определить методы, приемы, формы
индивидуальной работы с учащимися на уроке и вне урока. - Изучать
и влиять на кругозор учащихся, их познавательный интерес, увлечения;
использовать результаты изучения при организации внеклассной работы. -
Организовать профилактическую и консультативную помощь семье. -
Развивать позитивное отношение ученика к собственному интеллектуальному
развитию. - Привлекать внешкольные учреждения к сотрудничеству для развития интеллектуальных возможностей учащихся. Функции классного руководителя по направлению «Интеллект» 1. Ведение интеллектуального паспорта класса. 2. Определение причин отставания в учебной деятельности учащихся. 3. Создание в классе групп для дополнительных занятий с целью ликвидации пробелов в знаниях. 4. Организация и проведение консультаций-собеседований с учащимися и мини-консилиумов с педагогами по результатам успеваемости. 5. Посещение уроков. 6.
Использовать в воспитательной работе диалогические формы обучения
(учить высказывать свое мнение, доказывать, аргументировать,
отстаивать). 7. Использовать активные формы работы (конкурсы
эрудитов, викторины, интеллектуальные игры, игры-путешествия,
конференции, защиты проектов, идей, интеллектуальный театр). 8.
Сотрудничать с учителями-предметниками для реализации данного
направления и создание ситуаций для демонстрации интеллектуальных
умений и достижений. 9. Решать проблемы профориентации с учетом их возможностей.
V. Направление «Досуг» Огромное значение для ребенка имеет степень вовлечения в жизнь класса. Цель
работы классного руководителя в данном направлении –это создание
ситуаций для добровольного выбора учениками тех форм работы, которые
хотелось бы использовать в классе. Главные качества, которые должны
развиваться у воспитанников, это инициатива и самостоятельность,
ответственность и открытость, искренность. Классному руководителю необходимо обратить внимание: - На изучение индивидуальных интересов и потребностей учащихся во внеурочной деятельности. - Помощь и просвещение учащихся при выборе ими кружков, секций и т. д. - На умение детей радоваться успехам и достижениям, собственным и других людей. Функции классного руководителя по направлению «Досуг» 1. Изучение потребностей, интересов и желаний детей в организации и проведении внеклассных мероприятий. 2. Предоставление учащимся возможности самостоятельно планировать жизнь в классе и отвечать за выполнение этого плана. 3.
Предоставление родителям информации о деятельности внешкольных и
школьных учреждений; демонстрация родителям достижений детей. 4. Стимуляция инициативы и достижений учащихся во внеклассной деятельности.
VI. Направление «Семья» Семьи,
из которых приходят в школу ученики, неоднородны. В них различный
материальный достаток и культурный уровень. Это влияет на здоровье
ребенка, его психику, на его отношение к учению. Осуществлять
воспитательную работу без сотрудничества с семьей невозможно, и когда
процесс воспитания ребенка в школе идет вне сотрудничества с семьей,
это приводит к печальным результатам. Цель: привлечение семей учащихся к заинтересованному активному участию в жизни класса, в воспитательном процессе. Для работы классному руководителю необходимо: - изучать семьи учащихся; - организовать психолого-педагогическое просвещение родителей; - организовывать совместное проведение досуга детей и родителей; - поощрять личную инициативу родителей, которые участвуют в жизни класса, школы; демонстрировать ее проявление окружающим. Функции классного руководителя по направлению «Семья» 1. Изучение семей своих учеников (стили семейного воспитания; положение детей в семье; условия жизни и т. д.). 2.
Регулярное проведение родительских собраний, темы которых планируются с
учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, специфических
проблем класса, задач школы. 3. Проведение индивидуальных бесед с учетом назревшей необходимости. 4. Привлечение родителей учеников класса к сотрудничеству по всем направлениям деятельности классного руководителя. 5. Организация взаимного творчества детей и родителей.
Для
реализации такого подхода (то есть по различным направлениям) изучение
личности учащихся и ученических коллективов должно проходить в
соответствии со следующими требованиями, которые определяются с одной
стороны основными общепсихологическими принципами, с другой –
конкретными условиями учебно-воспитательного процесса. 1. Изучение должно быть направлено на выявление особенностей процесса психологического развития каждого ученика. 2.
Оценка результатов диагностики производится путем сопоставления этих
результатов с результатами предыдущих диагностических проверок того же
ученика с целью установления динамики в развитии. 3. Изучение важно не само по себе, а должно быть направлено на решение определенной педагогической задачи. 4. Изучение должно быть комплексным и охватывать все основные стороны психического развития ученика. 5. Изучение индивидуальных особенностей должно осуществляться с учетом возрастных особенностей. 6. Исследование должно проводиться в естественных условиях учебно-воспитательного процесса. 7. Диагностика должна охватывать всех учащихся; проводиться систематически.