1. План не должен представлять собой бессистемный перечень дел – важно, чтобы в нем был стержень.
2. Следует планировать взаимодействие учителя и детей, работу самих учащихся, педагогически направленную и организуемую.
3. Конкретность, осязаемость включенных в план дел.
4. Разумное сочетание словесных, наглядных, практических форм воспитательной работы.
5. Максимальная индивидуализация плана с учетом особенностей класса, отдельных учащихся, возможностей классного руководителя.
6. Учет плана работы школы, возможностей микрорайона, юбилейных дат страны, общественных организаций и движений, района.
7. Важнейшее организационно-педагогическое условие деятельности классного руководителя – соблюдение преемственности в работе с классом, выявление особенностей стиля взаимоотношений с учащимися своего предшественника, сложившаяся система организации коллектива.
8. Принцип деятельностного подхода является ведущим в планировании воспитательной работы. Он означает, что в основном разделе плана предусматривается организация различных видов деятельности школьников: познавательной, трудовой, общественной, художественной, спортивно-оздоровительной, ценностно-ориентировочной и свободного общения.
Структура плана воспитательной работы включает в себя следующие разделы:
1. Психолого-педагогическая характеристика класса, составленная с учетом данных «Карты воспитанности».
2. Цели и задачи воспитательной работы, решение которых планируется в данный промежуток времени (четверть, полугодие, год).
3. Содержание, основные направления, методы и формы деятельности классного руководителя (все должно быть нацелено на успешное решение поставленных задач).
Многие классные руководители в различных школах отдают предпочтение планированию по тематическим блокам, например: «Человек и природа», «Мы и закон», «В мире знаний», «В мире прекрасного», «Здоровье – богатство нашего общества» и др. В любом случае важно, чтобы, индивидуальный по своему содержанию, план отвечал требованиям комплексного подхода к постановке всего дела воспитания. Действенность воспитательной работы в значительной степени обусловлена тем, что классный руководитель должен учитывать своеобразие коллектива; потребности, интересы и склонности школьников. Поэтому учащиеся самым активным образом привлекаются прямо или косвенно не только к составлению и обсуждению плана воспитательной работы в целом, но и к рассмотрению тематики классных собраний, классных часов, вечеров и других мероприятий.
СХЕМА ПРОЦЕССА ПЛАНИРОВАНИЯ РАБОТЫ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА
Планируя работу, классный руководитель предусматривает, каких навыков, умений и знаний недостает у его воспитанников и как лучше использовать имеющиеся у них знания, опыт. В каких видах деятельности, специально созданных ситуациях, конкретных делах можно формировать необходимые навыки? В чем конкретно будет заключаться педагогическая помощь активу, отдельным школьникам? В процессе планирования комплекса дел классный руководитель должен исходить из задач соответствующей части процесса воспитания. Наименьшей частью комплекса дел является воспитательное мероприятие – общественно значимое дело, в котором коллектив класса может реализовать свои интересы, склонности, потребности.
При подготовке и проведении воспитательного мероприятия целесообразно добиться:
– создания обстановки сотрудничества, товарищеской заботы, взаимной помощи, требовательности, принципиальности, отношений взаимной зависимости;
– учитывать интересы, склонности, потребности учащихся;
– правильно расставлять силы, четко определять обязанности каждого;
– разумно сочетать содержание работы и ее занимательность;
– придерживаться девиза любого мероприятия – «Все творчески, иначе зачем?»;
– шире использовать средства искусства, наглядности, что повышает эмоциональный настрой учащихся;
– оказывать помощь в ходе подготовки и проведения дел в классе;
– опираться на творческие группы, микроколлективы класса, создавать их для выполнения коллективных творческих дел (по методике А. С. Макаренко, И. П. Иванова);
– систематически коллективно анализировать результаты работы как в творческих группах, так и в коллективе в целом.