(подготовлена О.В.
Соловьевым)
Цель: изучение уровня нравственного развития
личности учащихся и духовно-нравственной атмосферы в классном сообществе.
Ход проведения: Эту игру целесообразно
проводить с учащимися младшего и среднего школьного возраста.
Первый этап игры проходит в начале учебного года в
виде "купли-продажи". Школьникам предлагается сформировать несколько
небольших групп (по 5-6 человек в одной группе). Все учащиеся играют роль
покупателей нравственных ценностей. "Купля-продажа" осуществляется
как своеобразная бартерная сделка. Положительные качества (вежливость, доброта,
аккуратность, терпеливость, отзывчивость и т.д.), которых, по мнению самих
детей, у них не хватает, они могут приобрести в обмен на свои отрицательные
(грубость, неряшливость, недисциплинированность, жадность и т.д.) или же на
свои положительные, которые у них имеются в избытке.
После проведенной "купли-продажи" классный
руководитель вместе с учащимися подводит итоги осуществленной сделки. Они
обсуждают, что нужно сделать для того, чтобы "приобретенные",
"купленные" положительные качества закрепить в деятельности классного
коллектива.
Результаты первого этапа игры можно зафиксировать с
помощью следующей таблицы:
Фамилия и имя учащегося | "Приобретенные" положительные качества | "Проданные" отрицательные качества |
1.
Алферова Ира 2.
Барабанов Саша 3.
… | Аккуратность Вежливость | Неряшливость Грубость |
Затем в течение всего учебного года классный
руководитель ведет наблюдение за детьми, организует совместную деятельность по
улучшению духовно-нравственной атмосферы в классе, стимулирует работу учащихся
по формированию положительных качеств.
В конце учебного года проходит второй этап игры.
Детям предлагается "приобрести" те нравственные качества, которые, по
их мнению, удалось сформировать в своем характере в течение этого учебного
года, а на аукцион выставить "ненужные вещи", т.е. те отрицательные
качества, которые еще у них сохранились.
При завершении игры классный руководитель подводит
итоги "торгов", помогает детям проанализировать результаты работы
коллектива класса за прошедший учебный год.
Педагог заполняет следующую таблицу:
Фамилия и имя учащегося | Закрепленные положительные качества | Оставшиеся отрицательные качества |
При сравнении таблиц можно сделать вывод об уровне нравственного роста личности и коллектива.
Данная методика дает возможность самим детям поставить перед собой задачи по развитию своей личности и коллектива.
Чтобы удобнее было фиксировать результаты «купли – продажи», целесообразно заготовить карточки, на которых обозначены положительные качества, а также, чистые, где учащиеся напишут отрицательные свойства.