Задача классного руководителя состоит в том, чтобы создать
условия для реализации «жизненных сил личности» (К. Маркс), то есть при
организации воспитательной системы целесообразно ориентироваться не
только на
подготовку учащихся к будущей жизни, завтрашнему труду и профессии, а
делать их
сегодняшними участниками, творцами окружающей их жизни.
Классный руководитель осуществляет педагогическую
корректировку всех воспитательных влияний, падающих на класс как в
школе, так и
со стороны многообразной социальной среды, через содержание деятельности
учащихся, педагогические наблюдения в естественных условиях повседневной
действительности, дополняемые специальными методиками изучения личности –
анкетированием, тестированием, социометрией.
Коррекция воспитательных влияний заключается и в том, что
классный руководитель преобразует позицию школьника: будучи объектом
воздействий, школьник становится все более субъектом воспитания –
субъектом
восприятия, деятельности, отношения. В итоге школьник, как бы приняв
эстафету
от педагога, сам занимается своим воспитанием.
Ориентация школьников на саморазвитие, самовоспитание,
вооружение каждого из них средствами самосовершенствования становится
важнейшей
педагогической задачей.
Успех самовоспитания во многом определяется направленностью
и содержанием программы самовоспитания, которая включает в себя
мотивацию
работы личности над собой, определение задач, основных средств их
осуществления.
Большую роль в направленности мотивов самовоспитания играют
потребность и интересы. Именно осознание необходимости осуществления
потребностей лежит в основе стремления человека совершенствовать свою
личность.
Интерес как непосредственное выражение потребности способствуют
образованию
конкретных мотивов самовоспитания.
В создании и осуществлении программы самовоспитания важное
значение имеет система средств. Построение данной программы предполагает
добывание субъектом информации об окружающей действительности, о самом
себе, о
ходе реализации процесса саморегулирования.
Место классного руководителя – рядом с ребенком, главная
его линия – взаимодействие с самим ребенком, основная его функция –
взаимодействие с отдельной личностью на основе взаимопонимания.
Классный руководитель – защитник, советчик, духовный
наставник каждого отдельно взятого школьника, проводник человеколюбия и
высоких
гражданских чувств. Цель его работы – правильно организовать жизнь
учащихся.
Для осуществления поставленной цели он создает условия для того, чтобы
ребенок
успешно развивался в доступных ему видах деятельности.
Деятельность, общение и бытие (образ жизни) ребенка
являются теми сферами и теми основными средствами, окультуривая которые
классный руководитель осуществляет физическое, нравственное воспитание,
содействует раскрытию способностей.
Формы воспитательной работы:
По времени проведения: кратковременные (минуты, часы), продолжительные
(дни, недели), традиционные (регулярно повторяющиеся).
По видам деятельности: учебной, трудовой, спортивной, художественной и др.
По количеству участников: индивидуальные, групповые, массовые и т.д.