1. Работа по формированию учебных навыков и умений:
- работа с книгой;
- использование справочников, словарей;
- развитие устной и письменной речи учащихся;
- самоконтроль учащихся за своей учебной деятельностью;
- самостоятельная работа;
2. Сколько учащихся не
справились с самостоятельной работой?
Как Вы поработали с учащимися по
ликвидации пробелов в их знаниях?
3. Планомерно ли осуществляли
контроль за знаниями учащихся на уроке?
Учли ли Вы следующее:
- не преобладали ли фронтальные опросы?
- был ли письменный (по дидактическому материалу)?
- каково соотношение уплотненного опроса?
- как давно Вы использовал ТСО, ИКТ и наглядные
средства для оптимизации контроля за знаниями учащихся?
- включили ли Вы повторение в опрос? Делается ли это в системе?
- каково соотношение в
составе опрошенных слабых и сильных учеников?
4. Какие методы работы способствовали на
уроке выделению главного?
Оптимально ли использованы:
- доска;
- учебник;
- вывод по теме урока;
- вызван ли интерес к изучению нового;
- выполнены ли задания учебника;
- существовала ли логическая последовательность
в изложении нового материала;
- увидели ли учащиеся взаимосвязь материала с ранее изученными.
5. Правильно ли дано домашнее задание?
- своевременно ли оно?
- нет ли перегрузки (в соотношении с классной работой)?
- готовились ли учащиеся к нему на протяжении всего урока?
- даны ли учащимся рекомендации к выполнению домашнего задания?
- как индивидуализировалось домашнее задание?
- готовит ли оно учащихся к восприятию темы следующего урока?
- все ли учащиеся записали
его, усвоили ли они целевое его назначение?
- вооружили ли Вы своих
учащихся памяткой по подготовке домашних заданий?
6. Реализованы ли воспитательные задачи урока?
- что не использовано Вами для их достижения?
- чаще обращайтесь за помощью к завучу школы;
- чаще посещайте уроки у опытных коллег.
Самоанализ урока для ряда учителей (особенно начинающих) труден. При обсуждении проведенного урока они теряются, не знают, с чего начать и просят в этом случае задавать им вопросы. Поэтому в процессе методической работы на этапе обучения учителя творческому мышлению бывает целесообразно предложить ему набор вопросов (памятку) для самоанализа. Приведенный перечень - не жесткая схема, которой должны следовать все учителя, а только примерный план размышлений. Учитель вправе на какие-то вопросы не отвечать, ввиду очевидности ответа, на каких-то сделать специальные акценты, включая свои, новые вопросы.
1.Какова характеристика реальных учебных возможностей учащихся? Какие особенности учащихся были учтены при планировании данного урока?
2.Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Как он связан с предыдущими, на что в них опирается? Как этот урок "работает" на последующие уроки, темы, разделы? В чем специфика урока? Каков его тип?
3.Какие задачи решались на уроке: а) образовательные б) воспитательные в) задачи развития Была ли обеспечена их комплексность, взаимосвязь? Как учтены в задачах особенности класса? Отдельных групп школьников?
4.Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач? Рационально ли выделено место в уроке для опроса, изучения нового материала, закрепления, домашнего задания и т.д.? Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли "связки" между этапами урока?
5.На каком содержании (на каких понятиях, идеях, положениях, фактах) делается главный акцент на уроке и почему? Выбрано ли главное, существенное?
6.Какое сочетание методов обучения избрано для раскрытия нового материала? Дать обоснование выбора методов обучения.
7.Какое сочетание форм обучения было избрано для раскрытия нового материала и почему? Необходим ли был дифференцированный подход к учащимся? Как и почему именно так он осуществлялся?
8.Как организован был контроль усвоения знаний, умений и навыков? В каких формах и какими методами осуществлялся? Почему?
9.Как использовался на уроках учебный кабинет, какие средства обучения? Почему?
10.За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность школьников в течение всего урока?
11.За счет чего на уроке поддерживалась хорошая психологическая атмосфера, общение? Как было реализовано воспитательное влияние личности учителя?
12.Как и за счет чего обеспечивалась на уроке и в домашней работе школьников рациональное использование времени, предупреждение перегрузки школьников?
13.Запасные методические "ходы" на случай непредвиденной ситуации.
14.Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи? Если не удалось, то какие именно задачи и почему? Когда учитель планирует восполнение нереализованного?
Виды схем анализа урока
из журнала «Практика административной работы в школе», № 6, 2003Методика трехстороннего анализа
анализ при посещении руководителем
бланк для анализа урока