1. Вредно, если хвалят ребенка за то, что ему дается легко, за то, что ему дано
самой природой. Похвала не за труд, не за усилие, а всего лишь за наличие
способности не дает ничего, что действительно было бы необходимо ребенку для
его развития. А навредить она может, особенно при ее повторении. Повторение
похвалы без необходимости действует как наркотик: ребенок привыкает к ней и
ждет ее. Он проникается чувством своего превосходства над другими, а если не
приучен к труду, реализующему его способности, то может не состояться как личность:
эгоцентризм полностью замкнет его на себе, он весь уйдет в ожидание восхищения
и похвал. Их прекращение вызовет тот хронический дискомфорт, из которого
рождаются зависть, мелочная обидчивость, ревность к чужому успеху,
подозрительность и прочие тягостные атрибуты эгоцентризма, несостоявшегося
"гения".
2. Вдвойне вредно хвалить того, кому что-то дается легко, ставя его в пример
тем, кому это же дается трудно, вопреки усилиям. Ругая одного и хваля другого,
навязывая его как пример первому, их противопоставляют друг другу. Сам факт
несправедливой оценки усилия, вернее - замалчивание, игнорирование его, тяжело
травмирует психику ребенка (и не только ребенка!). Это снижает побуждение к
делу. А противопоставление не может вызвать желания "брать пример" с
того, кого несправедливо хвалят. Напротив, оно только отодвигает их друг от
друга, угнетая одного и развращая другого. Противопоставление культивирует
нездоровое соперничество, которое стимулирует вовсе не прилежание, а
эгоцентрические тенденции. Противопоставлением можно вызвать негативизм, отказ
от тех видов деятельности, которые не гарантируют успеха.
3. Вредно, когда хвалят слишком часто, безо всякой необходимости и неискренне.
Это и обесценивает похвалу, и приучает к дешевому успеху, и способствует бездумному
отношению к тому, что исходит от старших. Наблюдая за детьми, за их старшими,
вы сами сможете увидеть и другие вредности необдуманной похвалы.