Анкета состоит из восьми основных блоков с суждениями,
вопросами и незаконченными предложениями. На каждое из суждений или вопрос
предложено несколько альтернативных вариантов ответов.
Данная анкета может быть рекомендована к использованию
в работе со старшеклассниками для определения уровня сформированности
личностных качеств гражданина-патриота. На основании полученных результатов
могут быть внесены коррективы в систему воспитательной работы с подрастающим
поколением.
Данную анкету может проводить педагог, воспитатель.
Обработка и интерпретация проводится только социально-психологической службой
школы (педагог-психолог, социальный работник).
Обработка и интерпретация результатов проводится по
методу контент-анализа (по частоте встречаемости ответов). Количественный
показатель позволяет вычислить процентное соотношение. Рекомендуемое время на
проведение 20 минут.
Цели анкетирования:
– определить содержательную сторону направленности
личности, основу отношения старшеклассника к окружающему социуму;
– определить актуальность вопросов патриотизма в
системе ценностных ориентаций старшеклассников;
– определить градацию личностных качеств, входящих в
понятие «патриот».
Ф. И. _____________________ Возраст ________ Пол
________
Вам необходимо сейчас выполнить следующие задания.
Ответьте, пожалуйста, на вопросы или оцените следующие вопросы и задания.
I. Считаете ли вы себя патриотом?
1. Да;
2. Нет;
3. Частично;
4. Не знаю.
II. Кто, на ваш взгляд, в большей степени повлиял на
формирование ваших патриотических чувств?
1. Школа;
2. Родители;
3. Окружающие люди, друзья;
4. СМИ;
5. Органы власти;
6. Другое _____________.
III. Как вы для себя определяете понятие «патриот»?
_________
IV. А. По каким признакам или высказываниям вы
определяете для себя понятие «патриотизм»?
1. Национальное самосознание, гордость за
принадлежность к своей нации, народу;
2. Непримиримость к представителям других наций и
народов;
3. Интернационализм, готовность к сотрудничеству с
представителями других наций и народов в интересах своей Родины – России;
4. Бескорыстная любовь и служение Родине, готовность к
самопожертвованию ради ее блага или спасения;
5. Любовь к родному дому, городу, стране, верность
национальной культуре, традициям, укладу жизни;
6. Стремление трудиться для процветания Родины, для
того, чтобы государство, в котором ты живешь, было самым авторитетным, самым
мощным и уважаемым в мире;
7. Патриотизм сегодня не актуален, не современен, не
для сегодняшней молодежи;
8. Патриотизм – это лишь романтический образ,
литературная выдумка;
9. Другое
__________________.
IV. Б. Если вы не смогли определить для себя понятие
«патриотизм», в чем причина вашего непонимания?
1. Нет желания;
2. Нет возможности;
3. Считаю это не актуальным.
V. Перед вами список индивидуально-психологических
характеристик и жизненных ценностей человека.
1. Определите для себя те качества, которыми должен
обладать патриот (нужное подчеркните).
2. Определите по 10-балльной шкале, насколько эти
качества и ценности сформированы у вас.
– активная деятельная жизнь __________
– жизненная мудрость __________
– здоровье (физическое и психическое) __________
– интересная работа __________
– красота природы и искусства __________
– любовь (духовная и физическая) __________
– материальное обеспечение жизни __________
– наличие хороших и верных друзей __________
– общественное признание __________
– познание (образование, кругозор) __________
– продуктивная жизнь __________
– развитие (постоянное духовное и физическое
совершенствование) ________
– развлечения __________
– свобода (самостоятельность, независимость в
суждениях и поступках) ___
– счастливая семейная жизнь __________
– счастье других (благосостояние, развитие и
совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) __________
– творчество (возможность творческой деятельности)
________
– уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от
внутренних противоречий) __________
– аккуратность (чистоплотность) __________
– воспитанность (хорошие манеры) __________
– высокие запросы (высокие требования к жизни и
высокие притязания) ___
– жизнерадостность __________
– исполнительность __________
– независимость __________
– непримиримость к недостаткам в себе и других
__________
– образованность __________
– ответственность (чувство долга, умение держать
слово) _____
– рационализм (умение здраво и логично мыслить,
принимать обдуманные, рациональные решения) __________
– самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)
__________
– смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов
______
– твердая воля (умение настоять на своем, не отступать
перед трудностями) ___
– терпимость (к взглядам и мнениям других, умение
прощать их ошибки и заблуждения) __________
– широта взглядов (умение понять чужую точку зрения,
уважать иные вкусы, обычаи, привычки) __________
– честность (правдивость, искренность) __________
– эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в
работе) __________
– чуткость (заботливость) __________.
VI. Отметьте, что в вашей компании, коллективе, кругу
ваших друзей ценится выше всего?
1. Умение ценить настоящую дружбу;
2. Готовность помочь другу в трудную минуту;
3. Взаимопонимание;
4. Честность, порядочность, принципиальность;
5. Приятная внешность;
6. Хорошие манеры;
7. Умение модно одеваться;
8. Сила воли;
9. Смелость;
10. Решительность;
11. Интерес, знание литературы, искусство, музыка;
12. Интерес к политике;
13. Наличие фирменных вещей, дисков и т. п.;
14. Наличие денег на всякие расходы;
15. Способности.
VII. Из предложенных вариантов ответов выберите тот,
который в наибольшей степени выражает вашу точку зрения:
1. Я люблю, когда другие люди меня ценят.
2. Я испытываю удовлетворение от хорошо выполненной
работы.
3. Я люблю приятно проводить время с друзьями.
VIII. Закончите предложения.
1. Каждый из нас верит…
2. Каждый из нас имеет…
3. Каждый из нас готов…
4. Подвиги героев заставили нас задуматься…
5. Защищать свою Родину можно не только с автоматом в
руках, но и…
6. Когда я задумываюсь о будущем своей страны, то…
7. Быть достойным гражданином своей страны – значит
быть…
Анализ этого материала может стать хорошей темой для
классного часа.
Подводя общий итог, можно
заметить наибольшую значимость второй части представленной анкеты, так как она
позволяет поставить перед учащимися значимые для личностного развития вопросы,
создать диалогичную среду, понять глубинные и поверхностные, напускные мысли
учащихся, будущих полноправных граждан России, наметить программу развития патриотических
чувств.