Критерии оценки | Показатели воспитанности |
Эрудиция | Прочность и глубина знаний, использование разнообразных
источников информации. Культура речи. Доказательность и аргументированность суждений. Сообразительность |
Прилежание | Старательность и добросовестность. Регулярность и системность занятий. Самостоятельность. Внимательность. Взаимопомощь |
Трудолюбие | Организованность и собранность. Стремление совершенствовать результаты. Бережливость. Социальная направленность. Привычка к самообслуживанию. Следования правилам безопасности в работе. Эстетика в труде |
«Я и природа» (отношение к
природе) | Бережное отношение к земле, к растениям, к животным. Сохранность природы в повседневной жизнедеятельности и
друде. Помощь природе |
«Я и общество» (отношение к
общественным нормам и закону) | Выполнение правил поведения. Соблюдение правил внутреннего распорядка. Следование нормам и правилам человеческого общения, Милосердие как противоположность жестокости. Участие в жизни класса и школы |
Эстетический вкус (отношение к
прекрасному) | Аккуратность и опрятность. Культурные привычки. Внесение эстетики в жизнедеятельность. Умение находить прекрасное в жизни. Насыщение культурным центром |
«Я» (отношение к себе) | Саморегуляция. Умение организовать свое время. Соблюдение санитарно-гигиенических правил ухода за
собой. Забота о здоровье. У меня нет вредных привычек |
Степень сформирования качества личности оценивается по пятибалльной системе:
«1» – качество не проявляется;
«2» – качество проявляется редко;
«3» – качество проявляется почти всегда, но под воздействием воспитателя;
«4» – качество проявляется почти всегда, но еще не стало потребностью школьника, требуется контроль со стороны взрослых, коллектива;
«5» – качество стало потребностью, иначе ученик поступить не может.
Главный критерий воспитанности школьников – это их дела, поступки, мотивы, которыми они руководствуются. Наглядное состояние воспитанности можно представить в виде «Карты воспитанности»
Для изучения учащихся целесообразно использовать различные методики:
1. Предварительное знакомство с учащимся и его документацией, наблюдение, проверка конфликтной ситуации, анализ результатов деятельности школьника, обследование условий жизни и воспитания в семье, беседы и интервью с учащимися, родителями, активом класса, с учителями, определение доминирующих причин отставания в учебе или недостаточной воспитанности и мер по их предупреждению и преодолению.
2. Анкетирование, «недописанный тезис», «альтернативный тезис», «недописанный рассказ» и др. (см. ж. «Воспитание школьников», № 1–6, 1990, № 1–6, 1991 г.).
3. Система Ю. К. Бабанского «Педагогический консилиум».
4. Психолого-педагогическая диагностическая карта личности учащегося, разработанная кафедрой психологии Пензенского областного ИУУ (см. Приложение).
5. Создание ситуаций, в которых проявляется то или иное качество личности (деловые и родовые игры, КДТ и т. д.).
Анкета "Личностный рост"