План может дополнятся
самоанализом работы, который позволяет выяснить причины и трудности,
снижавшие
уровень качества знаний и воспитанности школьников.
Классному руководителю
надо знать себя, надо работать над собой, над повышением своей
педагогической
культуры и педагогического мастерства. Надо на практическом уровне знать
психологию возраста школьника, овладеть техникой индивидуального общения
с
детьми, родителями и коллегами, психологическим тренингом, методикой КТД
и т.
д.
Необходимо классному руководителю научиться
анализировать самому свою работу и помочь детям анализировать их
деятельность,
внеклассные мероприятия, проведенные коллективные творческие дела и т.
д.
В менеджменте (искусство
управления) есть несколько аксиом. Вот
две из них:
«Только
тот, кто планирует, и может организовать».
«Организовать
– это значит сначала оценить, а уж потом
ставить задачу».
С чего начать анализ внеурочной
работы?
1. Предложить учащимся подвести
самостоятельно итог совместной
деятельности классного руководителя,
преподавателей школы, учащихся, отметив
наиболее интересные мероприятия.
Это может быть представлено в
форме анкеты:
Перечень вышеперечисленных
вопросов – это не догма, классный
руководитель может дополнить и изменить
этот перечень с учетом психолого-педагогических
особенностей коллектива.
2. На основе анализа анкет можно
с учетом мнений и пожеланий учеников
подвести итоги внеклассной работы и
спланировать ее на будущий год, но уже
с учетом возрастных особенностей
следующего года.
3. В предлагаемом образце отчета
классного руководителя выделен раздел:
«Статистический отчет».
Данный раздел поможет классному
руководителю иметь полную, развернутую
картину общественной, научно-технической,
исследовательской деятельности каждого
ученика, результаты фор-мирования
базовой культуры личности, овладение
практическими навыками организаторских
способностей.
Особое внимание
классный руководитель должен обратить
на то, чтобы ни один ученик не оказался
забытым, так как поощрение, похвала,
награды и т. д., являются в педагогике
стимулом к активной деятельности
воспитанников.
Содержание контроля за
воспитательной работой в классе: 1. Изучение интересов,
склонностей учащихся. 2. Уровень воспитанности учащихся 3. результативность
индивидуальной работы с учащимися, нуждающимися в педагогической поддержке. 4. Организация коллективных
творческих дел и их результативность. 5. Организация и состояние работы
с учителями - предметниками. 6. Стиль взаимоотношений в системе
«учитель - ученик», микроклимат в классе. 7. Работа органов классного
ученического самоуправления. 8. Состояние и результативность воспитывающей
деятельности в классе.
Методы контроля 1. Наблюдение 2. Анкетирование 3. Тестирование 4. Беседа 5 Социометрия 6. Эксперимент
Критерии
оценки работы
Результативность
деятельности классного руководителя, воспитателя может быть оценена с помощью
самых разных критериев.
К ним относятся:
• упорядоченность
жизнедеятельности класса;
• наличие и уровень
зрелости классного коллектива;
• общий
психологический климат класса;
• социальная
защищенность каждого члена коллектива, его комфортность;
• реальный рост
воспитанности и общей культуры учащихся;
• активная позиция
классного руководителя;
• участие в
опытно-экспериментальной или исследовательской работе;
• вовлечение родителей
учащихся в дела класса.