В менеджменте (искусство управления) есть несколько аксиом. Вот две из них: «Только тот, кто планирует, и может организовать». «Организовать – это значит сначала оценить, а уж потом ставить задачу». С чего начать анализ внеурочной работы?
1. Предложить учащимся подвести самостоятельно итог совместной деятельности классного руководителя, преподавателей школы, учащихся, отметив наиболее интересные мероприятия. Это может быть представлено в форме анкеты:
анкеты для анализа ВР
Перечень вышеперечисленных вопросов – это не догма, классный руководитель может дополнить и изменить этот перечень с учетом психолого-педагогических особенностей коллектива.2. На основе анализа анкет можно с учетом мнений и пожеланий учеников подвести итоги внеклассной работы и спланировать ее на будущий год, но уже с учетом возрастных особенностей следующего года.
3. В предлагаемом образце отчета классного руководителя выделен раздел: «Статистический отчет». Данный раздел поможет классному руководителю иметь полную, развернутую картину общественной, научно-технической, исследовательской деятельности каждого ученика, результаты фор-мирования базовой культуры личности, овладение практическими навыками организаторских способностей. Особое внимание классный руководитель должен обратить на то, чтобы ни один ученик не оказался забытым, так как поощрение, похвала, награды и т. д., являются в педагогике стимулом к активной деятельности воспитанников.
Содержание контроля за воспитательной работой в классе:
1. Изучение интересов, склонностей учащихся.
2. Уровень воспитанности учащихся
3. результативность индивидуальной работы с учащимися, нуждающимися в педагогической поддержке.
4. Организация коллективных творческих дел и их результативность.
5. Организация и состояние работы с учителями - предметниками.
6. Стиль взаимоотношений в системе «учитель - ученик», микроклимат в классе.
7. Работа органов классного ученического самоуправления.
8. Состояние и результативность воспитывающей деятельности в классе.
Методы контроля
1. Наблюдение
2. Анкетирование
3. Тестирование
4. Беседа
5 Социометрия
6. Эксперимент
Критерии оценки работы
Результативность деятельности классного руководителя, воспитателя может быть оценена с помощью самых разных критериев.
К ним относятся:
• упорядоченность жизнедеятельности класса;
• наличие и уровень зрелости классного коллектива;
• общий психологический климат класса;
• социальная защищенность каждого члена коллектива, его комфортность;
• реальный рост воспитанности и общей культуры учащихся;
• активная позиция классного руководителя;
• участие в опытно-экспериментальной или исследовательской работе;
• вовлечение родителей учащихся в дела класса.