ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В КЛАССЕ
(ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА)
I. Объяснительная
записка:
• особенности класса и
воспитанников;
• особенности
ближайшего социального окружения каждого ребенка и его взаимодействия со
средой;
• принципы отбора
содержания и организации воспитательного процесса.
II. Воспитательные
цели.
III. Содержание и
организация воспитательного процесса.
1. Организация
жизнедеятельности детского коллектива:
• задачи;
• содержание;
• способы реализации задач.
2. Организация
деятельности органов детского самоуправления:
• задачи;
• содержание и способы реализации задач.
3. Сотрудничество в
достижении воспитательных результатов:
• задачи;
• содержание и формы сотрудничества.
Планы воспитательной
работы в классе могут быть разные.
Перспективный план на год включает в себя, как правило, краткую
характеристику класса, групп и отдельных учащихся, цель и задачи воспитательной
работы и перечень основных дел по направлениям воспитания (экономическое,
политическое, нравственное, правовое, эстетическое и т. д.). Указываются сроки,
ответственные участники дел. Для повседневной работы такой план неудобен:
уследить за всем трудно, можно упустить что-то значительное. Поэтому в текучке
будней в практике воспитательной работы школы используется календарный
план-сетка. Он удобен для повседневной работы, хотя здесь не видна перспектива,
не просматривается логика воспитательного процесса, трудно прослеживается
задача всестороннего развития детей. Классному руководителю нужно отвести в
своей тетради специальный раздел «Планирование воспитательной работы», в
котором есть такие пункты.
• Цель воспитательной
работы с классом на год: стратегические и тактические задачи.
• Результаты изучения
классного коллектива и отдельных учащихся (обработанные анкеты, тесты,
различные опросники, ролевые игры, участие детей в делах класса и школы,
интересы и склонности, занятия вне школы, предложения по плану работы и т. д.).
Главный раздел – это сам план,
который можно представить в таком виде:
Содержание | Календарные сроки проведения дел | Сентябрь, | |||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Организационная работа | 1. Воспитательно-организационные задачи. 2. Содержание «пятнадцатиминуток» классного руководителя и актива (в начале недели) | ||||
Организация коллективной
творческой деятельности учащихся (содержание воспитания) | 1. Познавательная
деятельность. 2. Ценностно-ориентированная
деятельность. 3. Трудовая деятельность. 4. Общественно полезная
деятельность. 5. Художественная
деятельность. 6. Физкультурно-спортивная
деятельность. 7. Свободное общение. 8. Деятельность по профилю
класса | ||||
Методическая работа | 1. Изучение учащихся,
классного коллектива, хода учебно-воспитательного процесса. 2. Дифференцированный и
индивидуальный подходы к учащимся. 3. Взаимодействие с малым
педагогическим коллективом. 4. Работа с родителями
учащихся |
Методические основы
работы с перспективно-календарным планом: на план отводится 10 страниц – по
количеству месяцев учебного года (подрежьте страницы сверху, чтобы параметры
планирования записать один раз на все месяцы).
Все дела, запланированные классным
руководителем, вписываются в перспективный календарь-сетку. Причем отдаленные
по времени дела можно писать карандашом (это дает возможность перенести
мероприятия). Дела, которые являются прерогативой детской активности, выделите
цветом, чтобы четче представлять себе деятельность ребят и работу учителя. В
работе по такому плану отпадает необходимость писать отчет, что экономит ваше
время. В плане отметьте выполненные и невыполненные дела, а те, что проводить
нецелесообразно, зачеркните. В конце года проведите педагогический анализ.
Достоинства перспективно-календарного планирования – динамизм, вариативность, возможность творчества педагога и детей. Такой план – потребность, а не «отписка», в нем прослеживается ход воспитательного процесса, который становится управляемым, а значит, эффективным.
В эти годы нарастания физических сил, переизбытка энергии и потенциальной конфликтности со взрослыми и с самим собою социальная ориентация позволяет акцентировать его внимание на духовных проблемах, а главное, постоянно возвращаться к трудному для подростка вопросу «Я и ОНИ». Входя в общность, старший подросток еще не справился с проблемой осознания себя как человека и индивидуальности, а ему приходится решать новые проблемы. Работа с ним по программе – это взращивание взрослости.
1. Сообщество как условие жизни человека, человек как общественное существо.
2. Общество как социально-производственно-регулятивное объединение людей, обеспечивающее выживание, развитие, условия для счастливой жизни человека.
3. Отечество (Родина) как место, где человек родился и познал счастье жизни.
4. Государство как система управления и как система регулирования обустройства, хозяйства и собственности граждан.
5. Семья человека в контексте жизни общества.
6. Человек в группе. Взаимное влияние человека и группы. Влияние отдельного человека на общественную жизнь и на культуру общества.
7. Человек как представитель своего поколения. «Я» как продукт и как часть общества.
8. Один день человека как социального существа.