Структура воспитательной системы включает следующие компоненты:
1.цели, выраженные в исходной концепции ( т.е. совокупность идей, для реализации которых она создаётся);
2.деятельность, обеспечивающая её реализацию;
3.субъект деятельности, её организующий и в ней учавствующий;
4.рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъект в некоторую общность;
5.среда системы, освоенная субъектом;
6.управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему;
7.развитие этой системы.
Задачи воспитательной системы класса:
1) формирование у детей целостной картины мира;
2) формирование гражданского самосознания;
3) приобщение к общечеловеческим ценностям и формированиеадекватного им поведения;
4) формирование креативности, «творческости» как черты личности;
5) формирование самосознания, осознания собствннного «Я», помощь в самореализации.
Развитие воспитательной системы
Процесс развития воспитательной системы в значительной степени определяется тем, что она является самоорганизующей системой.
Основные этапы
развития воспитательной системы класса:
1. Моделирование. Проектирование ценностных ориентаций и целевых установок, их осмысление.
2. Становление. Поиск системообразующей деятельности. Появление признаков системы: целенаправленность, основные компоненты системы, установление внутрисистемных связей с внешней средой, развитие воспитывающей деятельности и гуманистических межличностных отношений, актуализация идеи целостности личности ребёнка, которой должен соответствовать целостный образовательный процесс.
3.Стабилизация. Утверждение системообразующей деятельности. Отработка эффективной технологии. Развитие классного коллектива, органов самоуправления, рождение коллективных традиций и ценностей. В центре внимания - личность школьника, являющегося субъектом системы.
4.Функционирование. Технология организации жизнедеятельности классного коллектива. Содержание и формы деятельности, их многообразие. Показатели и критерии развития и эффективности воспитательной системы класса. Традиции в воспитании.
5.Обновление. Может принимать характер кризиса. Нельзя относиться к кризису как негативному явлению. Его возникновение говорит о динамизме воспитательной системы, о том, что она развивается нормально.