В
настоящее время переход к рыночной
экономике меняет систему человеческих взаимоотношений. Поэтому так важно
не
растерять душу подрастающего поколения. В этих условиях забота о
воспитании
детей становится важнейшим делом родителей, педагогов, всех членов
общества.
«Дети – это живая сила общества. Без них оно
представляется бескровным и холодным». Так говорил А. С. Макаренко.
Школа играет ведущую роль в воспитании подрастающего
поколения. Однако семья дает ребенку первый жизненный опыт, именно в
семье
закладываются основы характера и морального облика, именно от семьи во
многом
зависит направление интересов и склонностей подрастающего поколения.
Оформление:
плакат с пословицами:
«Что у родителей скачет с
языка, то у
ребенка скачет на языке»,
«Родительское слово на ветер не молвится»,
«Нравственность – это внутренние духовные качества, которыми
руководствуется
человек».
Подготовительный этап.
Анкетирование детей: «Что такое хорошо и что такое
плохо?»
Ученикам предлагается в письменном виде привести
примеры:
1) Совершенного тобой или кем-то другим принципиального
поступка.
2) Зла, сделанного тебе другим.
3) Справедливого поступка твоего знакомого.
4) Доброго дела, свидетелем которого ты был.
В с т у п л е н и е.
В настоящее время переход к рыночной
экономике меняет систему человеческих взаимоотношений. Поэтому так важно
не
растерять душу подрастающего поколения. В этих условиях забота о
воспитании
детей становится важнейшим делом родителей, педагогов, всех членов
общества.
«Дети – это живая сила общества. Без них оно
представляется бескровным и холодным». Так говорил А. С. Макаренко.
Школа играет ведущую роль в воспитании подрастающего
поколения. Однако семья дает ребенку первый жизненный опыт, именно в
семье
закладываются основы характера и морального облика, именно от семьи во
многом
зависит направление интересов и склонностей подрастающего поколения.
Мы многому учим
человека в жизни: физике, математике, астрономии, искусству варить сталь
и
варить борщ. Учим планомерно и целенаправленно, а вот искусству строить
семью и
быть патриотом учим недостаточно. Именно поэтому сейчас говорится о
едином
учебно-воспитательном процессе, единой образовательной среде, включающей
школу,
внешкольные учреждения и прежде всего семью.
Мы сегодня поговорим о
роли родителей в нравственном воспитании детей в семье. Воспитание
должно
строиться на основе неразрывного единства взглядов, знаний, убеждений и
действия, слова и дела.
Нравственное
воспитание это – систематическое целенаправленное формирование личности,
тех ее
моральных качеств, которые определяют отношение человека к обществу, к
другим
людям, к труду.
Важна структура семьи.
Лучше, если в семье не один ребенок. Даже если он один, не надо делать
его
центром, вокруг которого вращаются все остальные члены семьи.
Проверить так ли это
поможет тест «Где сидит ваш ребенок».
Б –
бабушка;
Д –
дедушка;
П –
папа;
М –
мама;
1–6 место, которое
может занять ребенок.
Все места по своему хороши и правильны. Место
показывает, к кому ближе ребенок.
1 – привык к защите со стороны
бабушки и дедушки,
надо прививать больше самостоятельности.
4 – вообще далек от всех.
Может быть
надо сокращать дистанцию.
Вот у вас есть одно яблоко,
только одно, и вы отлично знаете, что растущему детскому организму оно
нужнее,
чем вам и все же, не отдавайте ребенку единственное яблоко целиком, не
создавайте ему привилегий, помните, что у вашего ребенка кроме тела,
есть еще и
психика, есть формирующийся характер, в подобном случае вы вместе с
витаминами
для здоровья ребенка внесете в его душу страшный вирус, вирус
безнравственности.
Семья объединяет людей общими интересами, общей
жизнью, общими радостями, общими невзгодами. Когда мать и отец делят
между
собой все хлопоты, ребенок не вырастет эгоистом.
Единство семьи укрепляется привлечением ребенка к
общедоступным для него делам семьи: участие в труде по домашнему
хозяйству, в
решении некоторых экономических вопросов, в организации семейного
досуга. Дети
убеждаются, что совместная работа спорится, что веселее и лучше
действовать
сообща.
Э к с п р е с с - о п р о с для родителей.
– Какими принципами вы руководствуетесь при
распределении обязанностей в семье?
– Как учитываются возрастные особенности ребенка?
– Какие постоянные, временные поручения имеет ваш
ребенок?
– Как относится к их выполнению?
– Как вы активизируете ребенка в определении
рациональных приемов труда?
На вопросы отвечают разные родители. Надо постараться
включить в обсуждение их весь класс, чтобы родители задумались о
структуре
взаимоотношений в своей семье.
Очень важным фактором семейного воспитания являются
семейные праздники.
Попросить родителей рассказать, как отмечаются пятерка
сына (дочери) в школе, возвращение из командировки отца, приезд бабушки и
т. д.
Какой эмоциональный настрой дает это ребенку?
В семье дети обмениваются впечатлениями от
услышанного, увиденного, прочитанного. Нередко дети всерьез воспринимают
слухи
или неверные суждения. Если вы это слышите от детей или их товарищей,
тактично
вмешайтесь в разговор, рассейте заблуждения ребят, помогите им увидеть
события
и факты правильно. А. С. Макаренко писал: «Все, что происходит в стране,
через
вашу мысль и вашу душу должно приходить к детям».
О б с у ж д е н и е некоторых высказываний детей в ответ на
анкету «Что такое хорошо и что такое плохо…».
Необходима привычка – правильно поступать. Наша задача
не только воспитать в себе правильное, разумное отношение к вопросам
поведения,
но еще и воспитать правильные привычки, когда мы поступали бы правильно
не
потому, что сели и подумали, а потому что так привыкли.
П р и м е р. Прозвенел звонок, ребята
6 класса бросились к раздевалке. Мальчики рвались вперед, отталкивая
девочек,
тогда учительница громко, хорошо поставленным голосом остановила их,
приказала
пропустить девочек, помочь им надеть пальто, а потом одеваться самим.
Очень хорошо, если ребенок и в семье видит во
взаимоотношениях родителей такое же правильное отношение, тогда это
станет
привычкой.
З а д а н и е р о д и т е л я м.
Подумать, какие привычки вырабатывают они у своих
детей.
Предложить ряд привычек, которые необходимо начать
вырабатывать в классе (например, не обзываться, не драться, здороваться,
поздравлять друг друга с праздником и т. д.).
Таким образом, мы с вами должны объединять усилия
именно в воспитании доброго, убежденного, честного человека. При этом
всегда
нужно помнить слова А. С. Макаренко: «Ребенок – это живой человек, это
вовсе не орнамент нашей жизни, это отдельная, полнокровная и богатая
жизнь. По
силе эмоций, по тревожности и глубине впечатлений, по чистоте и красоте
волевых
напряжений детская жизнь несравненно богаче взрослой». И пусть в этой
жизни у
ребят всегда будет рядом добрый и надежный друг, родитель, наставник.