Примерные схемы анализа воспитательной работы класса за учебный год
Примерная схема анализа воспитательной работы класса за учебный год 1. Анализ эффективности целеполагания и планирования (программирования) воспитательного процесса в классе в прошедшем году: –
результаты решения воспитательных задач прошедшего года,
целесообразность их постановки, действенность идей, которые выдвигались
при планировании; – правильность выбора основных направлений,
содержания, форм работы, средств педагогического влияния, приемов
включения учащихся в деятельность и общение. 2. Анализ динамики социальной ситуации развития учащихся: – особенности социальной ситуации развития учащихся, ее изменение за прошедший учебный год; – какие факторы особенно повлияли на изменение этой ситуации; –
какое влияние на развитие личности учащихся, на формирование их
качеств, творческих дарований и физических способностей оказывает их
ближайшее социальное окружение (родители, сверстники) и занятия в
кружках, секциях и других объединениях; – особенности общественного мнения класса и его влияние на ценностные ориентации учащихся. 3. Анализ развития коллектива класса: –
социометрическая, ролевая и коммуникативная структуры класса, уровень
развития коллективных взаимоотношений и коллективной творческой
деятельности в нем; – особенности нравственно-психологического
климата в классе: характер взаимоотношений учащихся (тактичность,
вежливость, внимание и уважение друг к другу, взаимоотношения мальчиков
и девочек, доброжелательность, коллективизм, отношения взаимной
ответственности и заботы и т. д.); преобладающее отношение учащихся к
учителям, к школе; доминирующий эмоциональный настрой учащихся класса;
особенности общения в классном коллективе; – степень вовлечения
учащихся в жизнедеятельность класса, уровень их включенности в процесс
планирования, организации и анализ совместной деятельности; –
развитие общественной активности учащихся (их инициативность,
творчество, организованность, самостоятельность в деятельности, участие
в самоуправлении класса). 4. Анализ участия учащихся класса в жизнедеятельности школы: –
основные мотивы участия учащихся класса в школьных мероприятиях,
степень заинтересованности и вовлеченности учащихся в жизнедеятельность
школы, активность и результативность (для развития личности и для
обеспечения жизнедеятельности школы) участия членов классного
коллектива в школьных делах; – участие учащихся класса в школьном
самоуправлении, организаторской деятельности, работе школьных кружков,
секций, клубов, обществ и других объединений; влияние этой деятельности
на воспитание и развитие личности учащихся. 5. Анализ развития учащихся класса: – уровень воспитанности и нравственно-эстетического развития учащихся (указать, какие факторы повлияли на их состояние); –
степень развития познавательных интересов и творческих способностей
учащихся в интеллектуальной, художественно-эстетической, трудовой и
других видах деятельности; – уровень знаний, умений и навыков учащихся класса, их успеваемость; –
изменения в социокультурном развитии учащихся (развитие культуры
общения, правовой культуры, интеллектуальной и информационной культуры,
художественной, экологической, физической культуры, культуры семейных
отношений, экономической культуры и культуры труда, адаптированность к
современной жизни, развитие состоятельности, умения благотворно влиять
на социум, а в итоге – развитие культуры жизненного самоопределения); – наиболее яркие проявления индивидуальных особенностей учащихся класса; – сформированность у учащихся потребности заниматься самовоспитанием; –
изменения состава класса, происшедшие в течение года; – индивидуальные
особенности «новеньких» учащихся, их адаптация и интеграция в классном
коллективе; – учащиеся группы риска (их индивидуальные
особенности, потребности, ведущие мотивы поступков; влияние на них
ближайшего социального окружения; наиболее действенные приемы работы с
ними; задачи воспитания и коррекции поведения этих учащихся; прогноз о
дальнейшей социализации этих учеников). 6. Анализ педагогического взаимодействия с семьей: – влияние родителей учащихся на воспитательную деятельность класса; – участие родителей в подготовке детей к семейной жизни. 7. Анализ организации воспитательного процесса в классе и эффектности воспитательной работы классного руководителя: – что из содержания воспитательных мероприятий было принято учащимися наиболее охотно; – в каких делах они участвовали с наибольшим удовольствием; – в каких проявили себя активными организаторами; – к каким остались равнодушными; – в каких были пассивными, почему; – насколько удачной оказалась последовательность классных мероприятий в прошедшем учебном году; –
какие методы воспитательного воздействия, формы работы и средства
педагогического влияния наиболее положительно повлияли на развитие и
нравственное становление учащихся; – какая деятельность положительно влияла на формирование сознательной дисциплины и ответственного отношения к труду; – какие мероприятия и коллективные творческие дела, проведенные в прошедшем году, способствовали сплочению классного коллектива Выводы: – об удачах и находках, о накопленном положительном опыте; – о негативных моментах в организации и воспитании учащихся класса; – о нереализованных возможностях и неиспользованных резервах; – о перспективных целях и первоочередных задачах на ближайшее будущее.