Положительная Я-концепция определяется тремя факторами:
• твердой уверенностью в импонировании другим людям;
• уверенностью в способности к тому или иному виду деятельности;
• чувством собственной значимости.
Воспитателю необходимы такие качества, как:
• любовь к людям, умение общаться с ними, доверие, понимание, терпение, отзывчивость, доброжелательность, искренность во взаимоотношениях;
• высокий уровень культуры, широкий кругозор, личное обаяние, чувство юмора, находчивость;
• твердость и решительность характера, уверенность в себе, сила воли, самоотдача;
• разнообразие эмоциональной жизни (положительные эмоции, чувства создают у человека оптимистический настрой и способствуют развитию его волевой активности);
• высокий уровень развития всех психических свойств: восприятия, воображения, памяти и т. д.
Знания классного руководителя должны представлять определенную систему, состоящую из трех компонентов:
• знания особенностей развития личности и детского коллектива;
• психолого-педагогические знания;
• общие знания (знания из разных областей жизнедеятельности человека).