"Педагогика поддержки ребенка и процесса его развития в системе
личностно-ориентированного воспитания".
Одним из важнейших
направлений модернизации российского образования является обеспечение
условий для развития индивидуальности ребенка. На смену авторитарной по
характеру и социоцентрической по направленности педагогической
деятельности приходит практика гуманистического
личностно-ориентированного обучения и воспитания детей. Педагогику
насильственного формирования личности сменяет педагогика поддержки
ребенка.
Концепция педагогической поддержки разработана под руководством
известного ученого О.С. Газмана. Её реализация возможна в том случае,
если основу профессиональной позиции учителя составляют следующие нормы
педагогического взаимодействия:
А) любовь к ребенку, безусловное
принятие его как личности, душевная теплота, отзывчивость, умение
видеть и слышать, сопереживать, милосердие, терпимость и терпение,
умение прощать;
Б) приверженность к диалоговым формам общения с
детьми, умение говорить по-товарищески (без сюсюканья и без
панибратства), умение слушать, слышать и услышать;
В) уважение
достоинства и доверие, вера в миссию каждого ребенка, понимание его
интересов, ожиданий и устремлений;
Г) ожидание успеха в решении
проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении
проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов;
Д) признание
права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения; признание воли
ребенка и его права на собственное волеизъявление (право "хочу" и "не
хочу");
Е) поощрение и одобрение самостоятельности,
независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование
самоанализа; признание равноправия ребенка в диалоге и решении
собственной проблемы;
Ж) умение быть товарищем для ребенка,
готовность и способность быть на стороне ребенка (выступая в качестве
символического защитника и адвоката), готовность ничего не требовать
взамен;
З) собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и
способность изменить позицию и самооценку.