Главное условие эффективности любой воспитательной системы личность педагога-воспитателя.
Особая роль классного руководителя:
- ведущее положение в среде общения учащихся с педагогами;
- обеспечение развития индивидуальности класса, противодействие нивелировке класса и личности в нем.
Качества, необходимые для успешной деятельности классного руководителя:
- эмпатия и креативность.
Эмпатия - развитая способность понимать внутренний мир ученика, умение встать на его позицию, идентифицировать себя с учеником, доброжелательность, уважение и педагогический такт в общении с ним. Степень развития эмтапии у педагога определяет характер его отношений с классом и влияет на удовлетворенность учащихся сложившимися отношениями.
Креативность - способность к творчеству вообще, к совместной творческой деятельности с воспитанниками, к соучастию в творческой деятельности педагогического коллектива. Креативность педагога способствует организации индивидуальной жизни класса, формированию классных традиций, что является условием удовлетворенности внутренней жизнью класса, влияет на формирование авторитета классного руководителя, как воспитателя.
Повышению уровня эмпатии педагога способствуют:
- общий микроклимат школы, гуманистические взаимоотношения в педагогическом коллективе, творческое самочувствие педагога-воспитателя, участие в совместной со школьниками деятельности, повседневное сотрудничество "педагог-педагог", "педагог-воспитанник".
Повышению уровня креативности педагога способствуют:
- работа в условиях воспитательной системы, основанной на методике коллективной творческой деятельности;
- методическая аранжировка воспитательной системы: испытание и использование различных приемов и методов воспитания, чувство нового, стремление к своеобразию как на уроке,так и во внеурочной деятельности с классом;
- воспитательная система, основанная на учебно-познавательной деятельности.
Педагогическая индивидуальность классного руководителя - совокупность личностных качеств педагога, обуславливающих его неповторимость в отношениях с детьми, с коллегами, с родителями учащихся, его особую позицию в воспитательной системе школы, способность организовать "индивидуальную жизнь класса", наличие особого педагогического почерка как воспитателя.
В основе педагогической индивидуальности могут быть:
- особенности темпераметра, увлеченность каким-либо видом деятельности или областью знаний (театрал ,книголюб, турист, краевед и т.д.);
- педагогическая позиция воспитателя, своеобразие его педагогической техники, уровень профессионального мастерства.
Сферы проявления педагогической индивидуальности классного руководителя:
- отношение "воспитатель-воспитанник";
- организация содержания индивидуальной жизни классного коллектива и вообще наличие этой жизни;
- традиционные ситуации общешкольного коллектива: коммунарский сбор, педсовет, методическая планерка и т.д.;
- позиция и роль в педагогическом коллективе, отношение к нему других педагогов.
Педагогическая индивидуальность определяет место и роль педагога в воспитательной системе школы:
- педагоги-лидеры: идейные создатели системы, определяющие ее лицо, образующие то "ядро, состоящее хотя бы из одного человека, являющегося носителем традиций и "высокого тона" (В.Н.Сорока-Косинский) в работе школы;
- педагоги-профессионалы: мастерски владеют педагогическими технологиями, педагогическим анализом. В практическом опыте школы неофициальные, неформальные наставники. Высокое мастерство отличает их как на уроке, так и во внеурочной деятельности;
- увлеченные: проявляют себя прежде всего во внеурочной работе, являются как бы посредниками "между детьми и педагогами", способны быстро менять роли;
- исполнители: добросовестно делают то, что необходимо, что требует от них система, но чаще всего не успевают за ее развитием. Испытывают затруднения в отношениях с детьми. Могут быть неплохими предметниками, но во внеурочной работе тяготеют к стандартности, традиционности; тем самым сковывают детей, нивелируют их деятельность, обезличивают класс. Длительное пребывание их в школе в данном состоянии невозможно. Происходит либо отторжение из-за невозможности подняться до того уровня, которого требует система, либо личностный и профессиональный рост и переход в другую группу;
- педагоги-старатели: их отличает желание работать именно в данной школе с ее атмосферой, они "нашли себя" в работе с классом, глубоко интересуются всеми школьными событиями занимают позицию активного участника, а не наблюдателя. Они "вглядываются, учатся, ищут", а не слепо подражают или заимствуют. В любое дело вкладывают много труда, времени, старания, энтузиазма и творчества. Педагогическая индивидуальность классного руководителя главное условие индивидуальной жизни класса в воспитательной системе школы, возможность создать и сохранить "лицо" класса. Возможны противоречия между индивидуальностью и тенденцией системы к унификации.
Пути решения:
- "гармония" индивидуального и общего;
- коллективный характер педагогической деятельности в воспитательной системе;
- более высокий уровень развития воспитательной системы.
Библиография Андреева В.В., Гаврилин А.В. Личность классного руководителя в гуманистической воспитательной системе школы// Воспитательная система массовой школы: проблемы гуманизации. М.