Материалы к ПЕДСОВЕТУ
Значение индивидуального подхода
к детям в процессе воспитания и обучения
Существование индивидуальных различий между
людьми – факт очевидный. Необходимость индивидуального подхода вызвана
тем
обстоятельством, что любое воздействие на ребенка преломляется через его
индивидуальные особенности, через «внутренние условия», без учета
которых
невозможен по-настоящему действенный процесс воспитания.
Возрастные роли человеческого фактора в развитии нашего
общества поставило вопрос об «индивидуальной работе как важной форме
воспитания».
Индивидуальный подход никак не противостоит принципу
коллективности – основному принципу не только воспитания, но и всего
уклада
нашей жизни. «Индивид есть общественное существо. Поэтому всякое
проявление его
жизни, – даже если оно и не выступает в непосредственной форме
коллективного, -
является появлением и утверждением общественной жизни». Научные
исследования
конкретно подтвердили это положение. «Я» возможно только потому, что
есть «мы».
Индивидуальный
подход не есть разовое мероприятие. Он должен пронизывать всю систему
воздействия на ребенка, и именно потому это общий принцип обучения и
воспитания. Вместе с тем в разных
сферах воспитания и обучения этот подход проявляется в разной мере.
Индивидуальный
подход нацелен в первую очередь на укрепление положительных качеств и
устранения недостатков. При умении и своевременном вмешательстве можно
избежать
нежелательного, мучительного процесса перевоспитания.
Индивидуальный
подход требует от педагога большого терпения, умения разобраться в
сложных
проявлениях поведения, является органической частью педагогического
процесса,
он помогает вовлечь всех детей в активную деятельность по овладению
программным
материалом.
В педагогики
принцип индивидуального подхода должен пронизывать все звенья учебной
работы с
детьми разных возрастов. Сущность его выражается в том, что общие задачи
воспитания, которые стоят перед педагогом, работающим с коллективом
детей,
решаются им посредством педагогического воздействия на каждого ребенка,
исходя
из знания его психических особенностей и условий жизни.
Педагог не должен забывать,
что ребенок – это субъект собственного развития, он самоцелен. Но дети
всегда
должны чувствовать поддержку педагога.
Теоретические основы вопроса об индивидуальном подходе к детям.
Проблеме
индивидуального подхода в воспитании детей уделяли внимание многие
представители прогрессивной педагогики, как русской, так и зарубежной.
Уже в
педагогической системе Я.А.Коменского – великого чешского педагога –
четко обозначены
положения о том, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо
строить с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и выявлять
эти
особенности путем систематических наблюдений.
Замечательный русский
педагог К.Д.Ушинский разработал
обширную методику приемов индивидуального подхода к детям, основы
профилактической работы по воспитанию полезных привычек. В то же время
он
высказал мнение, что в сложном процессе индивидуального подхода к
ребенку нельзя давать какие-то определенные
рецепты, тем самым, подчеркнув творческий характер решения проблемы.
А.С.Макаренко
считал принцип индивидуального подхода к
детям очень важным при разрешении ряда педагогических проблем, например
при
организации и воспитании детского коллектива, трудовом воспитании детей,
в
игре. Он пришел к выводу, что, осуществляя общую программу воспитания
личности,
педагог должен вносить в нее «коррективы» в соответствии с
индивидуальными
особенностями ребенка.
Развитие индивидуальности А.С.Макаренко связывал не только
с особенностями человека, но и с темпераментом, с чертами характера. Он
считал,
что учет проявлений характера и темперамента сложен и должен быть очень
тонок
по своей воспитательной инструментовки :
«Цели индивидуального воспитания заключаются в определении и развитии
личных способностей и направленностей в области не только знания, но и
характера…»
Возрастные и
индивидуальные особенности ребенка.
Личностное развитие человека
несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей,
которые
необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связан характер
деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов,
интересов,
а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи
свои
возможности и ограничения в развитии. Так, например, развитие
мыслительных
способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в детские и
юношеские
годы. Если же возможности этого периода в развитии мышления и памяти не
будут в
должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и
невозможно наверстать упущенное. В то же время не могут дать эффекта и
попытки
слишком забегать вперед в воздействии на физическое, умственное и
нравственное
развитие ребенка, без учета его возрастных возможностей.
Многие педагоги обращали
внимание на то, что нужно внимательно изучать ребенка, знать его
особенности и
опираться на них подхода в процессе воспитания.
Индивидуальный подход в обучении и воспитании ребенка должен
основываться на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных
и
индивидуальных особенностей.
Осуществление
индивидуального подхода к детям во время всех видов их деятельности
необходимо
рассматривать как определенную взаимосвязанную систему.
При учете
возрастных особенностей развития детей педагог во многом опирается на
обобщенные
данные педагогики и возрастной психологии. Что же касается
индивидуальных
различий и особенностей воспитания отдельных детей, то здесь ему
приходиться
полагаться лишь на этот материал, который он получает в процессе личного
изучения воспитанников.
Учет
индивидуальных особенностей.
Весьма важно знать
особенности познавательной деятельности детей, свойство их памяти,
склонность и
интересы, а также предрасположенность к более успешному изучению тех или
иных
предметов. С учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный
подход к
детям в обучении : более сильные нуждаются в дополнительных занятиях с
тем,
чтобы интенсивнее развивались их интеллектуальные способности; слабейшим
детям
нужно оказывать индивидуальную помощь в учении, развивать их память,
сообразительность, познавательную активность и т.д.
Таким
образом, только глубокое изучение и знание особенностей развития каждого
ребенка создает условие для успешного учета этих особенностей в процессе
обучения и воспитания.
Индивидуальный подход оказывает
положительное влияние на формирование личности каждого ребенка при
условии,
если он осуществляется в определенной последовательности и системе, как
непрерывный, четко организованный процесс.
Приемы и методы
индивидуального подхода не являются
специфическими, они общепедагогические. Творческая задача воспитателя –
отобрать из общего арсенала средств те, которые наиболее действенны в
конкретной ситуации, отвечают индивидуальным особенностям ребенка.
При проведении
индивидуальной работы в процессе различной детской деятельности педагог
постоянно должен опираться на коллектив, на коллективные связи детей
внутри
группы. Коллектив является той силой, которая укрепляет в ребенке
общественные
начала. Невозможно воспитать вне общения с коллективом такие качества,
как
доброжелательность, чувство взаимопомощи, ответственности за общее дело.