1. Аналитическая функция определяет следующее содержание работы
классного руководителя:
• изучение индивидуальных особенностей детей и
подростков;
• изучение и анализ состояния и условий семейного
воспитания каждого воспитанника;
• анализ и оценка уровня воспитанности;
• изучение и анализ становления и формирования
коллектива класса, группы, объединения, клуба и др.;
• изучение и анализ воспитательных возможностей
педагогического коллектива;
• изучение и анализ воспитательных влияний окружающей
среды на учащихся класса, группы, клуба, объединения.
2. Прогностическая:
• предвидение результата намеченного дела или
воспитательного воздействия;
• прогнозирование уровней индивидуального развития
учащихся;
• прогнозирование этапов становления и формирования
коллектива;
• построение модели воспитательной подсистемы (или
микросистемы) для своего класса, группы, объединения, соответствующей
воспитательной системе учебного заведения;
• определение ближних и дальних перспектив жизни и
деятельности учащихся, коллектива;
• предвидение последствий складывающихся в детском
коллективе отношений (между воспитанниками, педагогами, родителями учащихся и
др.).
3. Организационно-координирующая:
• помощь и сотрудничество в планировании и организации
общественно значимой разнообразной деятельности детей и подростков;
• помощь и сотрудничество в деятельности органов
самоуправления;
• организация взаимодействия с семьями учащихся;
• помощь и сотрудничество во взаимодействии с социальными
институтами района, города, республики, страны;
• стимулирование творческой, инновационной
деятельности как учащихся, так и педагогов, родителей учащихся;
• координация воспитательных усилий педагогов класса,
группы, психологов, социальных работников различного профиля;
• участие в создании оптимальных материально-бытовых
условий для внеурочной деятельности, воспитательной работы.
4. Коммуникативная:
• помощь в установлении и регулировании межличностных
отношений в детской и подростковой среде;
• построение оптимальных взаимоотношений «учитель –
ученик», «учитель – родители», «родители – ученик» и т. д.;
• помощь учащимся в установлении отношений с
окружающими людьми, социумом;
• содействие установлению и поддержанию благоприятного
психологического климата коллектива;
• коррекция (совместно с
психологом, социальными работниками) поведения, отношений социально
дезадаптированных детей и подростков.