Приемы и
методы изучения семьи школьника
Успех совместной работы
школы и родителей в немалой степени зависит от глубокого знания учителей,
учеников и их семей. Это помогает классному руководителю совместно с родителями
выработать своеобразную программу воспитания каждого ученика, сделать родителей
своими союзниками.
Комплекс
приемов и методов:
– наблюдение за поведением
и учебой детей;
– наблюдение
за воспитательной, общественной деятельностью родителей;
– посещение семей;
– индивидуальные беседы с родителями;
– консультации для
родителей;
– вовлечение родителей в
общественную работу;
– учет сведений,
полученных от родительской общественности;
– интервью;
– анкетирование;
– сочинения учащихся.
ПАМЯТКА
классному руководителю при подготовке к посещению учащихся
1. Перед посещением учитель должен быть
готовым дать общие советы по следующим вопросам:
– организация выполнения домашних заданий;
– содержание рабочего места;
– режим дня;
– гигиена мальчика, девочки;
– организация детского труда;
– организация домашнего чтения, досуга.
2. При посещении классный руководитель
должен быть готов дать родителям совет, рекомендацию по оказанию помощи
школьнику в исправлении тех или иных недостатков.
3. Нельзя идти к родителям с жалобами на ребенка, следует
вместе искать пути к сердцу ученика, влиять на положительные черты (а они есть
у каждого), будить совесть, честь, учить думать о людях, заботиться о них и т.
п.
4. При посещении необходимо
знать:
– поведение дома, отношение к родителям и членам семьи,
кого в семье больше уважает, слушает;
– участие в домашнем труде, как содержит ребенок рабочее
место, чем любит заниматься, с кем дружит, что читает, как учит уроки.
5. О времени посещения необходимо предупреждать через
ученика (без предупреждения – если ученик заболел или пропускает школу по неизвестным
причинам).
Программа беседы с
родителями по изучению школьников
Родители ученика ________________
Класс ________________________
Дата беседы
_____________________________
Для усиления помощи Вашему ребенку в учении и развитии
просим сообщить о нем следующие сведения:
– Хочет ли выполнять общественные поручения? Какие?
– Охотно ли занимается домашним трудом?
– Охотно ли учится? По каким предметам стремится улучшить
свою успеваемость? Как относится к успехам и неудачам в учении?
– Чем любит заниматься в свободное время? По каким вопросам
читает дополнительную литературу?
– Умеет ли кратко
рассказать о самом главном в прочитанной книге и просмотренном фильме?
Разделяет ли главное и второстепенное в поведении людей?
– Имеет ли режим дня?
Готовит ли свое рабочее место к занятиям? Сколько времени тратит на выполнение
домашних заданий?
– Проявляет ли
настойчивость при затруднениях в выполнении домашнего задания? Может ли
отказаться от интересного дела ради нужной работы в учении или по дому?
– Любит ли читать
художественную литературу, посещает ли театры, музеи, выставки? Умеет ли понять
и почувствовать красоту в окружающей природе, одежде, поступках людей и т. п.?
– Затрудняет ли состояние
здоровья учение вашего ребенка? Быстро ли утомляется при выполнении домашних
заданий?
– Как относится к
требованиям учителей по улучшению поведения? В чем причина отдельных нарушений
дисциплины? Насколько самокритичен в оценке своего поведения?
– Как относится к вашем
советам и требованиям по улучшению поведения, качества учебной работы?
– Кто из членов семьи
оказывает на него наиболее сильное влияние?
– Довольны ли вы
влиянием, которое оказывают на вашего ребенка товарищи в школе?
– В чем видите главное препятствие для
дальнейшего улучшения учебы, поведения вашего ребенка?