Основная трудность в решении вопроса о
результатах воспитания состоит в необходимости соблюдения одновременно двух важных условий:
Первое
- эти результаты должны быть
четко определяемы, реалистичны и диагностируемы.
Второе
- определение результатов воспитания и процесс
их диагностирования должны отражать уважительное отношение к личности
воспитанника.
На наш взгляд, недопустимо определение
стандарта воспитанности, которому должен соответствовать ребенок. Некоторые
дети не могут достичь этого стандарта – и не по своей вине,
а например, в силу
сложных семейных обстоятельств. Недопустимо сравнение воспитанников друг с
другом – «один лучше, другой хуже» (такое сравнение, кстати, как раз и предполагается
введением стандарта воспитанности). Сравнивать ребенка можно не с другим
ребенком, а только с самим собой, подчеркивая тем самым позитивные или
негативные изменения, произошедшие в нем за тот или иной промежуток времени.
Недопустимо и вынесение прямой оценки личности ребенка – «ты плохой» или «ты
хороший». Оценивать можно поступки, взгляды, но не самих детей.
По
нашему мнению, названные выше условия будут соблюдены, если в качестве
результата гуманистического воспитания мы будем рассматривать личностный ростребенка.
Что же такое этот личностный рост? Личность – это человек, свободно и ответственно
определяющий свое отношение к миру, к людям, к самому себе. Такие отношения
могут быть ценностными (позитивными), неценностными (равнодушными) и антиценностными
(негативными). Поэтому личность не стоит рассматривать только с положительным
знаком. То же можно сказать и о развитии личности – оно может быть
прогрессивным, а может быть и регрессивным. Также и воспитание нельзя понимать
только в контексте позитивного влияния на ребенка. Известно, что оно может быть
как ориентирующим ребенка на позитивные ценности, так и ориентирующим его на
негативные ценности.
Однако
статус воспитания как социально ценной деятельности человека и необходимость
общественной оценки целей и результатов этой деятельности требуют введения
понятия, определяющего именно позитивную направленностьразвития личности. Таким понятием и может стать «личностный рост».
Как нам представляется, личностный рост – есть развитие ценностного
отношения личности к тем объектам действительности, которые признаны ценностью
в рамках той цивилизации, с которой отождествляет себя сама личность.
Отношение же к данным объектам как к антиценностям будет свидетельствовать о
регрессивном развитии личности.
В
современном российском обществе, мыслящим себя в рамках так называемой
общемировой (а точнее европейской) цивилизации, приоритетными признаются
гуманистические ценности. Таким образом, личностный
рост целесообразно рассматривать как развитие гуманистических ценностных
отношений личности к миру, к людям, к самому себе.
Какие
же именно объекты окружающей нас действительности признаны ценностями в нашем
обществе?То есть – развитие каких
именно ценностных отношений будет свидетельствовать о личностном росте ребенка?
Здесь мы опирались на мнение В.А.Караковского,
считающего, что в современном обществе ценностями могут быть признаны такие
феномены как Человек, Семья, Отечество, Земля, Мир, Знания, Труд, Культура.
Данный ряд
привлек нас тем, что здесь выделены именно объектыценностного отношения, которые можно «схватить», объективировать в
действительности, в отличие, скажем, от таких феноменов как Добро, Истина,
Красота, которые к тому же многими людьми и понимаются по-разному.
Поскольку речь идет о гуманистических ценностях,
следует обратить большее внимание на основополагающую ценность гуманизма –
ценность Человека. Она может проявляться в двух ипостасях: как ценность другого
человека и как ценность своего собственного Я. Развитие ценностного отношения ребенка
именно к этим феноменам и будет свидетельствовать о его личностном росте.
Представим
это в виде таблицы, где для большей наглядности и лучшего понимания нашей идеи «личностного роста - личностного регресса»
противопоставим друг другу показатели ценностного и антиценностного отношения
личности к тем или иным ценностям-объектам.
Объекты отношения | В чем выражается ценностное отношение
личности к данным объектам (показатели личностного роста) | В чем выражается антиценностное
отношение личности к данным объектам (показатели личностного регресса) |
Отношение к миру | ||
Семья | уважение семейных традиций,
гордость за свой род, свою фамилию | социальная беспочвенность,
игнорирование ответственности за продолжение жизни |
Отечество | гражданственность,
патриотизм | обывательство и социальное
иждивенчество |
Земля | любовь к природе, бережное
отношение к ее богатствам | потребительское отношение к
природе и ее богатствам |
Мир | миротворчество и неприятие
насилия, пацифизм | милитаризм |
Труд | трудолюбие, стремление к
творчеству | лень |
Культура | интеллигентность | бескультурье, хамство и
вандализм |
Знания | любознательность | невежество |
Отношение к другим людям | ||
Человек как таковой (такой
же, как Я сам) | гуманность | жестокость |
Человек как Другой, как альтер
-Эго (не Я) | альтруизм | эгоизм |
Человек как Иной (не такой,
как Я) | толерантность | ксенофобия, национализм,
расизм |
Отношение к самому себе | ||
Я - телесное | забота о своем здоровье,
стремление вести здоровый образ жизни | пристрастие к вредным
привычкам и постепенное разрушение организма |
Я - душевное | самопринятие и душевное
здоровье | комплекс неполноценности |
Я - духовное | Свобода как главная
характеристика духовного бытия человека, включающая самостоятельность,
самоопределение, самореализацию человека | превращение личности в
"социальную пешку” |
Особо
отметим, что, оценивая результаты воспитания через категорию личностного роста,
мы подчеркиваем значимость для воспитания позитивной динамики развития личности
(т.е. развития ценностного отношения ребенка к людям, своему отечеству, труду и
т.д.), а не соответствия ее какому-либо эталону, стандарту, норме. Такой подход
позволяет оценить усилия даже плохо воспитанного ребенка стать чуть лучше, не
причисляя его к разряду «анормальных», «девиантных» детей.
Однако,
на наш взгляд, для полноценного описания личностного роста ребенка недостаточно
одной лишь характеристики его ценностных отношений к миру, к людям, к себе.
Для
оценивания личностного роста ребенка необходима также оценка устойчивости данных
отношений. Мы считаем возможным выделить три типа отношений:
1.Ситуативные
отношения, характеризующиеся изменчивостью и детерминированностью конкретной
жизненной ситуации, в которой оказывается личность. Ситуативность и
неустойчивость отношений личности ярко
проявляются в так называемые периоды духовных исканий подростков и юношей
(девушек). Это довольно обыденное явление, которое можно оценивать негативно
лишь в том случае, когда они превращаются в беспринципность, осознанный отказ
от собственного Я.
2.Устойчивые
отношения, характеризующиеся относительной стойкостью к различным жизненным
ситуациям. Устойчивые, осознанные, отрефлексированные отношения личности к
миру, другим и самому себе фиксируются в позиции. Но позиция не является раз и
навсегда сформированной. Критические жизненные ситуации, сильные эмоциональные
переживания могут способствовать изменению уже устоявшихся отношений личности к
тем или иным феноменам окружающей его реальности. Позиция будет претерпевать
изменения. Человек должен каждый раз утверждать себя как личность, выбирая и
отстаивая собственную позицию в конкретном поступке.
3.Незыблемые
отношения, характеризующиеся постоянством, неизменчивостью. В истории
человечества примеров этому не так много. Носители таких отношений, как
правило, очень яркие, незаурядные личности. Это или фанатики, или подвижники,
кого в разных культурах почитают за учителей или святых. Для первых свойственно
выстраивание личной ценностной иерархии, где какая-либо одна ценность
доминирует над всеми другими. Фанатики (такие, например, как Робеспьер) оценивают
и осмысливают мир, других, самого себя сквозь призму этой единственной
ценности-фетиша.
В жизни вторых, напротив, любая иерархия
ценностей исчезает, уступая место ощущению глубокой субстанциональной связи
Я-Другие-Мир. Древние греки придумали для этого понятие "микрокосм”, русская
религиозная философия – "Богочеловек”, в современной российской психологии
говорят о человеке как Универсуме.
Примером могут быть такие личности как Сидхартха Гаутама, Франциск Ассизский,
Сергий Радонежский, Махатма Ганди.
Оценка
эффективности процесса воспитания динамикойличностного роста школьников заставляет нас обратиться к вопросу о
диагностике этой динамики.
В чем же суть диагностики личностного
роста? Начнем с того, что мы
предлагаем два варианта диагностического опросника – для учащихся 6-8-х классов
и для учащихся 9-11-х классов. Структура этих двух опросников, способы их
обработки и интерпретации результатов принципиально не отличаются друг от друга
– разнятся только некоторые формулировки вопросов.
Каждый
из опросников состоит из 91 утверждения, к которым подростки могут выразить
свое отношение. Для этого они должны решить для себя, насколько они согласны
(или не согласны) с содержащимися в опроснике высказываниями, и оценить степень
своего согласия (или несогласия) в баллах от «+4» до «–4». Количество
утверждений (91) объясняется следующим образом: на каждую из 13 ценностей
(точнее, объектов ценностного отношения), представленных в таблице, нами
разработано по 7 утверждений, выявляющих отношение школьников к этим ценностям.
Здесь
важно отметить одну проблему, связанную с большим количеством содержащихся в
опроснике утверждений. Как показала практика, у старшеклассников работа с таким
опросником не вызовет особых затруднений и займет время всего лишь одного
урока. Но вот школьникам
6 – 8-х классов будет тяжело работать с
большим объемом информации. Поэтому в данных классах мы рекомендуем проводить
диагностику в два дня, разделив соответственно опросник пополам. Так проблема
будет решена.
Принципы
отбора материалов для диагностического опросника:
·
содержащиеся в
опроснике утверждения должны побуждать подростка демонстрировать свое отношение
к миру, к другим людям, к самому себе;
·
формулировки
высказываний должны быть понятными для школьников и восприниматься ими
однозначно;
·
текст опросника
должен быть составлен таким образом, чтобы избежать возможного конформного
поведения школьников, попыток «угадать» ответ, «правильно» отнестись к тому или
иному тезису. Для этого подросткам необходимо предоставить право анонимного заполнения анкеты;
·
тезисы
опросника должны быть сформулированы так, чтобы тот или иной ответ не выглядел
в глазах школьника заведомо общественно одобряемым.
Разумеется,
опросник можно использовать для оценки текущего (статичного) состояния
ценностных отношений подростка к миру, к другим людям, к самому себе. Но
поскольку личностный рост - явление динамическое, то и разработанный опросник
необходимо задействовать, на наш взгляд, для выявления динамики развития
личности школьника -
его личностного роста или
личностного регресса.
В этой связи опрос, на наш взгляд, целесообразно проводить дважды в
течение учебного года - в начале, на
старте учебной деятельности и в конце. Это позволит педагогам увидеть не
только характер отношений школьников к миру, к другим людям, к самим себе, но и
изменение этих отношений, то есть проследить возможную динамику личностного
роста.
У этого способа проведения опроса есть один недостаток: если предлагать
опросник одним и тем же детям более двух раз, у них может сформироваться
привыкание к нему, снижающее достоверность результатов. Однако думается,
творческий педагог сможет найти выход из данного затруднения.
Возможна
и другая схема проведения опроса: первый раз – среди шестиклассников, второй –
среди восьмиклассников, третий – среди девятиклассников и четвертый – среди тех
же школьников, но уже учащихся одиннадцатого класса. В этом случае динамика
развития личности становится еще более очевидной – вы можете проследить, какие изменения произошли в развитии ваших
воспитанников на протяжении нескольких (!) лет. Но и у этого способа есть
недостаток: процент шестиклассников, доучившихся в конкретной школе и
конкретном классном коллективе до одиннадцатого класса, может оказаться
невысоким. Впрочем, эта трудность также преодолима.