Программа «Младший
школьник» строится на учете возрастной
психологической особенности детей
этого периода, а именно, на ортодоксальности
неопытного малыша, стремительно входящего
в контекст социальной жизни и не знающего
законов этой жизни, поэтому напрямую
исполняющего то, что ему предписывается.
А подражательность, как природная
склонность в этот период, способствует
принятию социально заданного.
Норма социальной
культурной жизни осваивается, усваивается
и присваивается малышом начальной
школы. В этих новообразованиях залог
личностного развития младшеклассника
2–4 классов. В течение трех лет педагог
вправе решать, будет ли он работать с
детьми по программе, используя принцип
концентрический, то есть охватывая
ежегодно всю совокупность норм, но
углубляя каждый год их освоение, усвоение
и присвоение, либо будет работать по
принципу линейности, то есть последовательное
овладение данными нормами от года к
году.
Проблемы жизни
Вопросы
текущей жизни
1
2
Социальные
нормы жизни как общественный договор,
позволяющий сохранить, улучшить,
продолжить жизнь людей
Один
день в жизни человека, отражающий всю
систему социальных норм жизни
Гигиена
как условие сохранения здоровья и
жизни. Гигиена как условие уважительного
отношения к окружающим людям. Гигиена
как условие силы и красоты тела. Гигиена
как условие благоприятного состояния
Ежедневный
уход за телом: утренний и вечерний
туалет, уход за волосами, руками, лицом
в течение дня. Зеркало как гигиенический
помощник. Осанка, походка, поза как
условия здоровья и успехов. Гимнастика
как упражнение для мелких мышц и как
отдых для тела. Уход за одеждой, обувью.
Соответствие одежды погодным условиям
и виду деятельности. Предметы
гигиенической помощи: носовой платок,
расческа, салфетки. Соблюдение
гигиенических условий окружающего
пространства
Этические
нормы жизни как регулятор поведения
людей
Уважение
Другого – условие уважения каждого.
Этикет как регламентированные формы
уважительного отношения к другому
человеку. Его уровни. Его содержание.
Привычка ориентироваться на присутствие
Другого и состояние Другого, привычка
оказывать внимание и помощь с разрешения
Другого. Привычка быть приветливым,
доброжелательным. Речевой этикет как
форма отношения к человеку. Отношение
к грубой речи, к жаргону, к арго как
отношение к че- ловеку низкого уровня
развития. Освоение товарищеских норм
отношения: забота друг о друге; выделение
достоинств каждого; взаимопомощь;
сочувствие
1
2
Трудовые
нормы жизни: бытовой труд; учебный
труд; труд по благоустройству окружающей
среды; помощь взрослым в труде. Труд
как способ создавать материальные
ценности, сохранять и приумножать их
Привычка ухаживать за
местом работы: приводить в порядок
инструменты, сохранять их рабочее
состояние.
Привычка
убирать и украшать учебную комнату в
школе, школьный двор и школьные
помещения. Привычка соблюдать порядок,
сохраняя результаты трудовых усилий
Труд
как отношение к людям и себе. Отношение
к труду другого
Труд
как постоянная забота о человеке и о
себе. Физический труд и умственная
работа. Их союз. Признание ценности
человека как «работника», «мастера
своего дела», «умельца-труженика».
Первые пробы создания материальных
ценностей
Правовые
нормы жизни
Неприкосновенность
предметно-вещной собственности
человека: не касаться, не использовать,
не присваивать предмет, принадлежащий
другому. Уважительное отношение к
общественной собственности. Бережливость,
скаредность, честность, щепетильность
по отношению к собственности Другого.
Духовная неприкосновенность человека:
внимательность, деликатность, чуткость,
великодушие, такт. Честность как норма
культурного человека
Нормы
учебно-познавательной деятельности.
Познание как содержание жизни
современного человека. Поз- нание
как свобода человека
Книга – постоянный спутник
жизни. Правила ознакомления с книгой.
Правила чтения, хранения книги. Газеты
и журналы как периодическая печать и
источник текущего познания. Размышления
об информации: сопоставление известного
в опыте жизни и узнанного; сопоставление
хода жизни и полученного сообщения.
Отражение познания в рисунке, речи,
действиях, поведении.
Окружающий
мир как предмет познания. Технические
средства в познавательной деятельности
человека: калькулятор, компьютер,
инструменты, пишущие средства. Отношение
к ним
Финансово-денежные
нормативы жизни
Деньги как эквивалент
человеческого труда и материальной
ценности. Бережливое и уважительное
отношение к деньгам. Деньги и родительский
труд. Финансовая несамостоятельность
детей и финансовая свобода взрослых.
Способ
заработать деньги, созидание ценности.
Попрошайничество как «низкий»
способ приобретения денег. Воровство
как преступный способ добывания денег.
Финансовая чистоплотность человека
1
2
Эстетические
нормативы жизни человека современной
культуры
Умение
воспринимать красоту природы. Умение
беречь красоту. Умение создавать
красоту. Уважение эстетических вкусов
другого человека. Общие законы красоты:
ритм, гармония, композиционный центр,
единство фактуры и назначения, «ничего
лишнего», пропорциональность
Нормы поло-ролевого
поведения
человека
современной культуры
Особенности
поведения мужчин и женщин в обществе.
Отличительные черты занятий и
ин- тересов мальчиков и девочек.
Правила поведения, осваиваемые будущими
мужчинами. Нежность и изящество
поведения девочек