Программа «Младший школьник» строится на учете возрастной психологической особенности детей этого периода, а именно, на ортодоксальности неопытного малыша, стремительно входящего в контекст социальной жизни и не знающего законов этой жизни, поэтому напрямую исполняющего то, что ему предписывается. А подражательность, как природная склонность в этот период, способствует принятию социально заданного.
Норма социальной культурной жизни осваивается, усваивается и присваивается малышом начальной школы. В этих новообразованиях залог личностного развития младшеклассника 2–4 классов. В течение трех лет педагог вправе решать, будет ли он работать с детьми по программе, используя принцип концентрический, то есть охватывая ежегодно всю совокупность норм, но углубляя каждый год их освоение, усвоение и присвоение, либо будет работать по принципу линейности, то есть последовательное овладение данными нормами от года к году.
Проблемы жизни |
Вопросы текущей жизни |
1 |
2 |
Социальные нормы жизни как общественный договор, позволяющий сохранить, улучшить, продолжить жизнь людей |
Один день в жизни человека, отражающий всю систему социальных норм жизни |
Гигиена как условие сохранения здоровья и жизни. Гигиена как условие уважительного отношения к окружающим людям. Гигиена как условие силы и красоты тела. Гигиена как условие благоприятного состояния |
Ежедневный уход за телом: утренний и вечерний туалет, уход за волосами, руками, лицом в течение дня. Зеркало как гигиенический помощник. Осанка, походка, поза как условия здоровья и успехов. Гимнастика как упражнение для мелких мышц и как отдых для тела. Уход за одеждой, обувью. Соответствие одежды погодным условиям и виду деятельности. Предметы гигиенической помощи: носовой платок, расческа, салфетки. Соблюдение гигиенических условий окружающего пространства |
Этические нормы жизни как регулятор поведения людей |
Уважение
Другого – условие уважения каждого.
Этикет как регламентированные формы
уважительного отношения к другому
человеку. Его уровни. Его содержание.
Привычка ориентироваться на присутствие
Другого и состояние Другого, привычка
оказывать внимание и помощь с разрешения
Другого. Привычка быть приветливым,
доброжелательным. Речевой этикет как
форма отношения к человеку. Отношение
к грубой речи, к жаргону, к арго как
отношение к че- |
1 |
2 |
Трудовые нормы жизни: бытовой труд; учебный труд; труд по благоустройству окружающей среды; помощь взрослым в труде. Труд как способ создавать материальные ценности, сохранять и приумножать их |
Привычка ухаживать за местом работы: приводить в порядок инструменты, сохранять их рабочее состояние. Привычка убирать и украшать учебную комнату в школе, школьный двор и школьные помещения. Привычка соблюдать порядок, сохраняя результаты трудовых усилий |
Труд как отношение к людям и себе. Отношение к труду другого |
Труд как постоянная забота о человеке и о себе. Физический труд и умственная работа. Их союз. Признание ценности человека как «работника», «мастера своего дела», «умельца-труженика». Первые пробы создания материальных ценностей |
Правовые нормы жизни |
Неприкосновенность предметно-вещной собственности человека: не касаться, не использовать, не присваивать предмет, принадлежащий другому. Уважительное отношение к общественной собственности. Бережливость, скаредность, честность, щепетильность по отношению к собственности Другого. Духовная неприкосновенность человека: внимательность, деликатность, чуткость, великодушие, такт. Честность как норма культурного человека |
Нормы
учебно-познавательной деятельности.
Познание как содержание жизни
современного человека. Поз- |
Книга – постоянный спутник жизни. Правила ознакомления с книгой. Правила чтения, хранения книги. Газеты и журналы как периодическая печать и источник текущего познания. Размышления об информации: сопоставление известного в опыте жизни и узнанного; сопоставление хода жизни и полученного сообщения. Отражение познания в рисунке, речи, действиях, поведении. Окружающий мир как предмет познания. Технические средства в познавательной деятельности человека: калькулятор, компьютер, инструменты, пишущие средства. Отношение к ним |
Финансово-денежные нормативы жизни |
Деньги как эквивалент
человеческого труда и Способ заработать деньги, созидание ценности. Попрошайничество как «низкий» способ приобретения денег. Воровство как преступный способ добывания денег. Финансовая чистоплотность человека |
1 |
2 |
Эстетические нормативы жизни человека современной культуры |
Умение воспринимать красоту природы. Умение беречь красоту. Умение создавать красоту. Уважение эстетических вкусов другого человека. Общие законы красоты: ритм, гармония, композиционный центр, единство фактуры и назначения, «ничего лишнего», пропорциональность |
Нормы поло-ролевого поведения человека современной культуры |
Особенности
поведения мужчин и женщин в обществе.
Отличительные черты занятий и
ин- |