О
правах и обязанностях
(родительское собрание вместе с
учащимися)
Цель: формировать у участников
собрания умение слушать собеседника, уважать его убеждения, права,
выявить
семьи, где ущемляют права ребенка.
Подготовительный этап.
1. Приглашение учащихся и
родителей на собрание.
2. Просьба до собрания
поразмышлять над вопросами:
– Какие убеждения вы
считаете ложными? Почему?
– Какие права вы имеете?
– Что вы обязаны делать?
3. Подготовить
кабинет (расставить столы и стулья для 4 команд, оформить доску,
приготовить
бумагу и ручки).
4. Можно пригласить на
собрание школьного психолога (или социального педагога) в качестве
консультанта.
Ход собрания
1. Вступительное слово
классного руководителя (приветствие, сообщение темы и программы
собрания).
2. Работа в группах (2
команды детей, 2 – родителей), команды получают одинаковые задания
(ответить на
вопросы).
В о п р о с ы:
– Какие убеждения мешают
человеку в жизни? Почему?
– Какие убеждения
помогают?
Выслушав ответы,
записывают их на доску.
Если пригласили психолога, то просят его
прокомментировать ответы.
Как известно, психологи
отмечают 11 ложных убеждений, присущих людям всех возрастов:
1. Каждый должен любить
меня.
2. Я все должен делать
хорошо и лучше всех.
3. Некоторые люди плохие,
они должны быть наказаны.
4. Вещи и события не
могут отличаться от наших представлений.
5. В моих неприятностях
виноваты вы.
6. Я знаю, что
скоро произойдет что-то ужасное.
7. Лучше не пытаться
измениться.
8. Я нуждаюсь в ком-то
более сильном, чем я.
9. Я не могу идти другим путем.
10. Ваши
проблемы являются моими.
11. Есть только один путь
сделать это.
Психологи
советуют иметь другие убеждения (установки):
1. Все не должны любить
меня.
2. Ошибки бывают полезны,
если я учусь на них.
3. Все в чем-то плохи. Нет абсолютно плохих людей. Люди разные.
4. Мы субъективны, я не должен управлять всем.
5. Я должен сам отвечать за свои ошибки.
6. Нужно радоваться каждой минуте (не переходи мост, пока не дошел
до него).
7. Я всегда могу
попробовать. Важно действовать.
8. Я свободный человек,
нуждаюсь в поддержке, а не в поводыре.
9. Я могу измениться.
10. Ваши проблемы – это
ваши проблемы.
11. Я могу быть гибким.
Всегда есть выбор.
И т о г и
обсуждения вопросов:
Поведение человека
отражает его убеждения.
Изменить человека нельзя, можно изменить
свое отношение
к его поступкам.
Изменив свои убеждения, изменив поведение, научимся
принимать
другого человека таким, какой он есть.
В
о п р о с ы:
– Какие права и обязанности имеют родители?
– Какие права и обязанности имеют дети?
Выслушав все ответы, записывают их на доску. Идет обсуждение.
(Если пригласили психолога, просят дать комментарий.)
Можно попросить выделить
те права, которые имеют и родители, и дети.
Вот что, например, может получиться:
У
в с е х е с т ь п р а в о:
– быть таким, какой он есть;
– иногда ставить себя на 1-е место;
– просить о помощи и эмоциональной поддержке;
– протестовать против несправедливого обращения;
– на свое собственное мнение;
– совершать ошибки, пока не найдется правильное решение;
– предоставлять людям возможность решать их собственные проблемы;
– говорить «нет,
спасибо», «извините, нет»;
– не обращать внимания на
советы окружающих, следовать своим убеждениям;
– побыть в одиночестве;
– на свои собственные
чувства, независимо от того, понимают ли их окружающие;
– менять свои решения или
избирать другой образ действий;
– добиваться перемены
договоренности.
Обсуждая обязанности,
можно выделить то, что люди не обязаны делать.
В ы
н е о б я з а н ы:
– быть безупречным на 100
%;
– следовать за толпой;
– любить людей, приносящих
вам вред;
– извиняться за то, что
были самим собой;
– выбиваться из сил ради
другого;
– чувствовать себя
виноватым за желания;
– мириться с неприятной
ситуацией;
– жертвовать своим
внутренним миром ради кого-нибудь;
– сохранять отношения,
ставшие оскорбительными;
– выполнять неразумные
требования.
О б щ и е и то г и
о б с у ж д е н и я:
Надо помнить, что права
есть и у других людей, что нет прав без обязанностей.
Права одного человека не
должны ущемлять права другого человека.
Также можно поговорить о
благодарности.
(Экскурсовод обязан провести экскурсию. Но если мы видим, что человек с
душой
подходит к работе, мы его благодарим.)
Р е ф л е к с и я.
Классный руководитель благодарит всех за
искренность и
просит продолжить несколько фраз:
1 Я сегодня задумался
о...
2. Мне сегодня
понравилось...
3. Я остался при своем
мнении (не понравилось)…
4. Я изменил мнение о...
5. Нужно обсудить на следующем собрании вопрос (какой)...