На этапе перехода
детей из начальной школы в среднюю необходимо решить следующие задачи:
– создать условия для
успешной адаптации детей в школе (формирование классного коллектива; выработка
единых, обоснованных требований);
– адаптировать учебные
программы, нагрузку, образовательные технологии к индивидуальным возможностям и
потребностям учащихся.
Кроме того, необходимо
строить воспитательную работу так, чтобы она не готовила, а предупреждала
появление негативных явлений.
Симптомами таких
проявлений являются:
а) Очень раннее и
быстрое физическое развитие ребенка, которое подчас опережает его
психологическое взросление.
б) Внутриличностный
конфликт между внутренним состоянием ребенка и общепринятыми нормами поведения.
в) Отсутствие навыков
рефлексивных действий.
г) Отсутствие эмпатий
к окружающим, инфантильность, неразвитость волевых качеств.
Общие правила успешного взаимодействия с учащимися
- Всякое
взаимодействие должно быть неформальным.
- Взаимодействие
должно быть справедливым и объективным.
- Взаимодействие
должно демонстрировать личную заинтересованность взрослого и будить
заинтересованность ребенка.
- Направление
взаимодействия на принятие и помощь, а не на раздачу ярлыков.
- Взаимодействие
должно давать шанс на перспективу.
Принципы воспитательной работы классного руководителя
- Воспитание должно
строиться на общечеловеческих ценностях.
- Воспитание должно
быть направлено на стимулирование развития и самореализацию личности.
- Воспитание должно
строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей личности.
- Воспитание должно
быть направлено на сохранение и защиту прав ребенка: его потребность в
одиночестве и на потребность в общении.
- Система воспитания для большинства направлена на сохранение единства тела и духа, чувств и разума.