*
После Второй Мировой Войны ООН (после создания в 1945 году) приняла в
1948 году Всеобщую декларацию прав человека, в которой отмечалось, что
дети должны быть объектом особой заботы и помощи.
*
Наконец в 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка. Декларация
прав ребенка 1959 года имела 10 коротких, декларативных статей,
программных положений, которые призывали родителей, отдельных лиц,
государственные органы, местные власти и правительства,
неправительственные организации признать изложенные в них права и
свободы и стремиться к их соблюдению. Это были десять социальных и
правовых принципов , оказавших значительное влияние на политику и дела
правительств и людей во всем мире.
Однако
декларация (лат. Declaratia - провозглашение) не обязывает, не имеет
обязательной силы, это рекомендация. Новое время, ухудшающееся
положение детей, требовало более конкретных законов, международных
договоров по защите и обеспечению прав детей.
С
1979 года по 1989 года разрабатывается Конвенция о правах ребенка. 20
ноября 1989 года ООН приняла Конвенцию. 26 января 1990 года, в день
открытия ее для подписания , ее подписала 61 страна.
Конвенция-
документ высокого международного уровня, соглашение, имеющее
обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились
(подписали, ратифицировали).
Принята
и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 44/25
Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г. Вступила в силу 2
сентября 1990 г.
В
преамбуле ((франц. preambule, от позднелат. praeambulus - идущий
впереди) в праве вводная или вступительная часть законодательного или
иного правового акта, а также декларации или международного договора)
напоминается , что Организация Объединенных Наций во Всеобщей
декларации прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую
заботу и помощь, убежденные в том, что семье как основной ячейке
общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов,
и особенно детей, должны быть предоставлены необходимые защита и
содействие, с тем, чтобы она могла полностью возложить на себя
обязанности в рамках общества, признавая, что ребенку для полного и
гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном
окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания, считая, что ребенок
должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и
воспитан в духе идеалов, провозглашенных в Уставе Организации
Объединенных Наций, и особенно в духе мира, достоинства, терпимости,
свободы, равенства и солидарности.
Ребенок,
ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной
охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и
после рождения.
Во всех странах мира есть дети, живущие в исключительно трудных условиях, и что такие дети нуждаются в особом внимании.
Учитывая
должным образом важность традиций и культурных ценностей каждого народа
для защиты и гармоничного развития ребенка, признается важность
международного сотрудничества для улучшения условий жизни детей в
каждой стране.
Жизненные ситуации , где ребенок оказывается в трудном положении.
* Дети, оставшиеся без попечения родителей
* Безнадзорные и бездомные дети
* Дети-инвалиды
* Дети с особыми нуждами (имеющие недостатки в психическом и физическом развитии)
*
Дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических,
техногенных катастроф, стихийных бедствий ( в том числе дети -
вынужденные переселенцы и дети-беженцы)
* Дети - жертвы насилия
* Дети, отбывающие уголовное наказание за совершенные преступления в местах лишения свободы
* Дети, оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации, которую они не могут преодолеть самостоятельно.
Мы выявили только несколько аспектов этой проблемы.
Но уже из этого видно как серьезно обстоят дела. И защищать права ребенка надо всему мировому сообществу в целом и каждому человеку в отдельности.