Признаки системы воспитания:
- целенаправленность;
- целостность (единство содержания, форм, методов и приемов и т.д.);
- динамизм (развитие и обновление вследствие изменения потребностей личности и коллектива);
- управляемость;
- взаимодействие со средой (социальной, природной, государственной, региональной и т.д.).
Построение системы воспитательной работы классного руководителя.
1. Первый этап - выявление уровня воспитанности учащихся.
─────────┬───────────────────────────────────────────────────────────
Критерии │ Показатели воспитанности
оценки │
─────────┼───────────────────────────────────────────────────────────
Эрудиция │ Прочность и глубина знаний, использование разнообразных
│ источников информации.
│ Культура речи.
│ Доказательность и аргументированность суждений.
│ Сообразительность.
─────────┼───────────────────────────────────────────────────────────
Прилежа- │ Старательность и добросовестность.
ние │ Регулярность и системность занятий.
│ Самостоятельность.
│ Внимательность.
│ Взаимопомощь.
─────────┼───────────────────────────────────────────────────────────
Трудолю -│ Организованность и собранность.
бие │ Стремление к наилучшему результату.
│ Социальная направленность.
│ Привычка к самообслуживанию.
│ Эстетика труда.
─────────┼───────────────────────────────────────────────────────────
Отношение│ Бережное отношение к земле, растениям, животным.
к природе│ Помощь природе.
─────────┼───────────────────────────────────────────────────────────
│
Отношение│ Выполнение правил поведения, соблюдение внутреннего рас-
к общест-│ порядка.
венным │ Следование нормам человеческого общежития, толерантность
нормам │ (терпимость).
│ Милосердие.
│ Участие в жизни класса и школы.
─────────┼───────────────────────────────────────────────────────────
Эстетичес│ Аккуратность и опрятность.
кий вкус │ Внесение элементов эстетики в повседневную жизнь.
│ Умение находить прекрасное в жизни.
│ Посещение центров культуры.
─────────┼───────────────────────────────────────────────────────────
Отношение│ Саморегуляция.
к себе │ Соблюдение санитарно-гигиенических правил ухода за собой.
│ Забота о здоровье.
│ Наличие или отсутствие вредных привычек.
─────────┴───────────────────────────────────────────────────────────
Главный критерий воспитанности школьников - их дела, поступки, мотивы, которыми они руководствуются.
Для изучения учащихся возможно применять различные методики:
- знакомство с документацией, наблюдение, изучение обстановки в семье, беседы с учащимися и родителями, анализ поступков, поведения в конфликтной ситуации и др.;
- анкетирование, "недописанный тезис", "альтернативный тезис", "недописанный рассказ" и т.д.;
- систему "Педагогический консилиум" Ю.К.Бабанского;
- психолого-педагогические диагностические карты личности учащегося;
- создание ситуаций, требующих проявления тех или иных качеств
личности (деловые и ролевые игры).
2. Второй этап - постановка целей и задач воспитания.
При этом необходимо:
- учитывать уровень воспитанности учащихся;
- отмечать и фиксировать изменения личности учащегося в дневниках наблюдений, в таблице оценки качеств личности;
- учитывать индивидуальные особенности каждого ученика: экстравертность или интравертность, темперамент, уровень мышления, знаний, умений и пр.
3. Третий этап - отбор средств достижения поставленных задач.
Решающее значение при этом имеет организация школьников на самовоспитание, саморазвитие.
Цель классного руководителя - правильная организация жизни учащихся, создание условий развития ребенка в доступных ему видах деятельности.
4. Четвертый этап - планирование системы воспитательной работы.
Требования к планированию:
- план не должен быть бессистемным перечнем дел, в нем должен быть "стержень";
- необходимо планировать работу учащихся, их взаимодействие с учителем;
- конкретность дел, включенных в план;
- сочетание словесных, наглядных, практических форм воспитатель-
ной работы;
- максимальная индивидуализация плана с учетом особенностей класса, отдельных учащихся, возможностей классного руководителя;
- учет плана работы школы, возможностей района и микрорайона, юбилейных дат, общественных организаций и т.д.;
- соблюдение преемственности: учет стиля отношений с учащимися своего предшественника, сложившуюся систему организации коллектива.
При подготовке и проведении воспитательных мероприятий рекомендуется:
- создание обстановки сотрудничества, взаимопомощи, требовательности, принципиальности;
- учет интересов, склонностей и потребностей учащихся;
- правильная расстановка сил, четкое определение обязанностей
каждого;
- сочетание содержания работы и ее занимательности;
- девиз любого мероприятия - "Все творчески, иначе зачем ?";
- использование средств искусства для повышения эмоционального настроя учащихся;
- опора на микроколлективы класса, создание их для выполнения коллективных творческих дел (по методам А.С.Макаренко, И.П.Иванова);
- систематический коллективный анализ работы.
5. Пятый этап - самоанализ работы классного руководителя:
- выяснение причин трудностей и неудач;
- постоянное повышение своей педагогической культуры и педагогического мастерства;
- изучение возрастной психологии, овладение техникой общения с детьми, родителями, коллегами, психологическим тренингом.
Библиография
О системе воспитательной работы классного руководителя: Метод.рекомендации /Пенз.обл.ин-т повышения квалификации и переподготовки работников образования; Авт.-сост.Р.А.Базарова.- Пенза,