В современных условиях жизни
общества главным социальным и
государственным приоритетом должно
стать воспитание подрастающих поколений,
а главной тенденцией школы – превращение
ее в школу воспитывающую.
Для правильного осмысления
сложившейся ситуации и для необходимого
воспитательного воздействия необходим
«ключ». Таковым является
воспитательная работа, в основе которой
лежит процесс самоопределения и
самовыражения личности ребенка во всех
ее проявлениях.
Классные руководители – самая
массовая категория организаторов
воспитательного процесса в образовательных
учреждениях. Классное руководство –
основная и ведущая форма организации
воспитательного процесса в образовательных
учреждениях. Сегодня заметно меняются
содержание, формы и методы их работы.
Классный руководитель сегодня
– это педагог-профессионал, духовный
посредник между обществом и ребенком
в освоении основ человеческой культуры,
организатор системы отношений через
разнообразные виды совместной деятельности
классного коллектива, создатель
благоприятной развивающей среды и
благоприятного морально-психологического
климата в классе, координатор усилий
педагогов, семьи, социума – всех
воспитывающих сил общества, влияющих
на становление и развитие личности
ребенка.
Основное назначение классного
руководителя или воспитателя – создать
условия для раскрытия потенциальных
талантов каждого ребенка, для их
максимального развития, для сохранения
неповторимости личности каждого ребенка,
для нормального умственного, духовного
и физического совершенствования.
Отсюда основными задачами
классного руководителя необходимо
принять следующие:
– изучение личности воспитанника,
его склонностей, интересов, сфер
дарования, особенностей характера с
целью оказания ему помощи в саморазвитии,
самоопределении, самореализации;
– создание оптимальных условий
для формирования каждой личности,
способствующих свободному и полному
раскрытию всех ее способностей;
– создание классного коллектива
как воспитывающей среды;
– вовлечение учащихся в систему
внеурочной и внеклассной деятельности.
При изучении личности учащегося
учитель должен помнить, что современный
воспитатель – исследователь, призванный
прежде всего помочь ученику в формировании
личности, раскрытии его способностей
и реализации его возможностей, и чем
внимательнее учитель изучает личность
ученика, тем более успешно он сможет
руководить воспитанием и самовоспитанием
школьника.
Отсутствие картотеки на учащихся
Макаренко считал ненормальным фактом
и сам вел постоянные записи наблюдений.
«Хороший воспитатель, – говорил он,
– должен обязательно вести дневник
наблюдений своей работы, движение
воспитанника вперед, анализировать
явления кризиса или перелома, которые
бывают у ребят в разных возрастах».
Поистине, «чтобы воспитать
личность во всех отношениях, надо знать
ее во всех отношениях». Существуют
самые разные пути изучения личности:
– наблюдение за
ребенком в начальной школе – это изучение
мотивов учебной и общественной
деятельности;
– изучение во
время участия в различных формах
деятельности: на уроке, в общественных
делах, в игре, во взаимоотношениях с
товарищами;
– беседы с
родителями.
Наблюдения за учеником 5–7 классов
– это беседы об интересах ученика,
помощь в развитии, реализации увлечений,
изучение реакции на окружающее, оценки
поступков товарищей, участие в классных
часах, беседы на морально-этические
темы, внимательное выслушивание рассказов
ребят друг о друге, внимательное обращение
внимания на то, что они запоминают, что
вспоминают, анализ поступков ребят,
внимание к тому, насколько четко они
умеют видеть границу между хорошим и
плохим, наблюдение за их участием в
различных формах деятельности, наблюдения
за их поведением в неформальной
обстановке, возможные формы тестирования.
Наблюдение за учеником 8–11
классов: включение в активную
общественно-трудовую деятельность и
наблюдение за выполнением учеником
заданий, поручений, изучение высказываний
оценочного характера на классных
собраниях, классных часах, специальные
методы изучения: анкетирование,
независимые характеристики, социометрия,
ранжирование.
Все эти методы способствуют
изучению мнений учащихся, их интересов,
их места в детском коллективе, выявлению
лидеров. Можно использовать и некоторые
методики изучения воспитанности,
основанные на принципе свободного
выбора. Здесь можно назвать такие
методики, как «недописанные тезис»,
«тезис и мнение по тезису»,
«альтернативный тезис», «рассказ
с ошибками», «сочинение»,
«недописанный рассказ»,
«тест-рисунок», «фантастический
выбор».
Такие методики интересны для
ребят, а учителю дают богатый материал
для создания представления об уровне
воспитанности школьника.
Как же фиксируются результаты
наблюдения, итоги опросов, анкетирования
и т. д.? Способов много. Один из них –
рабочий дневник классного руководителя.
Также можно использовать картотеку
на учащихся. Можно вести журнал
воспитанности. Работа по изучению
воспитанности не выходит за рамки
допустимых норм рабочего времени
учителя. Эта работа идет естественным
ходом. В процессе того, что мы делаем,
стараемся наблюдать и анализировать.
Важно лишь вести постоянно педагогическое
фиксирование.
Воспитание – это создание условий
для развития личности. К сожалению,
сегодня для многих детей единственным
местом, где хоть кому-то есть дело до
ребенка и его проблем, остается школа.
Поэтому одной из основных целей работы
классного руководителя является
формирование творческой личности.
Без четкой организации и без
планирования нельзя создать воспитательную
систему.
Творчество предполагает новое
видение, новое решение, новый подход.
Способствуя проявлению человеком
собственной индивидуальности, мы
способствуем проявлению его творческого
потенциала.
В целях создания необходимых
условий для проявления творческой
индивидуальности каждого ученика
классным руководителем организуются
дела, которые раскрывают творческие
способности детей, фантазию,
изобретательность.
Эффективность деятельности
классного руководителя зависит в первую
очередь от личности самого воспитателя,
от его личностных характеристик,
определяющих стиль отношений с
воспитанниками, систему педагогических
приемов и способов его взаимодействия
с учащимися, влияющих на характер общения
классного руководителя с учениками.
В качестве условий эффективности
деятельности классного руководителя
рассматриваются также степень его
включенности в жизнь класса (участие в
делах класса); адекватность представлений
классного руководителя о классе.
Знание ученика – критерий труда
учителя, учеба – это большой и нелегкий
труд, он особенный, это труд души,
формирующий личность.
Повторяя известную
строку поэта «Учитель, воспитай
ученика», почему-то реже заканчиваем
ее: «чтобы было потом у кого учиться».
А ведь именно в этих словах заключен
высокий смысл учительского труда.