Проблемы жизни | Вопросы текущей жизни |
1 | 2 |
Сообщество как условие жизни человека. Человек как общественное существо | Стадо, стая как форма жизни общественных животных. Упорядоченность их жизни. Толпа, масса, сборище, тусовка как формы случайно собранного множества людей. Человек массы в его действиях. Человек тьмы в его оценках. Стадность. Конформизм. «Тусовка» как бегство от индивидуальной свободы. Регулятивные нормы любого вида сообщества, безусловное повиновение человека этим нормам в толпе, массе, тусовке. Первые табу первобытно-общинного объединения как осознания нужды в регуляции общественной жизни |
Общество как социально-производственное регулятивное объединение людей, обеспечивающих выживание, развитие, условия для счастливой жизни человека | Взаимосвязь функций, деятельности, интересов, занятий и их взаимодополняемость как условие благоприятного существования человека. Регулятивные функции общества. Контроль, оценка, коррекция жизнедеятельности человека. Человек в системе общественных связей. Выполнение им социальных норм и нарушение общепринятого. Согласованность действий и деятельности людей в обществе. Общепринятые ценности жизни как основа социального развития. Различие положений в обществе взрослых, детей и стариков, мужчин и женщин, здоровых и инвалидов, созидателей и потребителей. Коллективизм как наивысший принцип общественного устройства. Примитивное понимание коллективизма и его трагический исход. Личность как человек в его социальных связях в обществе |
Отечество (Родина) как место, где человек родился и познал счастье жизни | Понятие Родины. Содержание понятия: люди, язык, нравы, история, события, природа, традиции, привычки и мировоззрение. Край, город, село, улица, дом, школа – моя Родина. Скрытое чувство патриотизма. Знание Родины, ее людей, ее истории. Гордость за Родину. Забота о Родине. Сопереживание успехам и неуспехам Отечества. Содействие (споспешествование) благу Отчизны. Подвиг как ежедневное содействие благу Отчизны. Труд на благо Родины. Человек как патриот своей Родины |
Государство
как система органов управления и как
система регулирования обустройства, | Государство по отношению
к отдельному человеку: Основная государственная проблема – проблема собственности. Человек как гражданин в его отношении к государству. Критерий оценки государственного устройства, интересы группы людей, которые оно защищает |
1 | 2 |
Семья человека в контексте жизни общества | Любовь как основа семейной жизни. Семья как защищенность человека. Человек защищает свою семью. Мать и отец – безусловная ценность каждого человека. Родословная. Корни семьи. Традиции семьи. Забота каждого о каждом. Семейные роли человека: мать – жена; отец – муж; дети – сын, дочь; бабушка, дедушка. Ответственность за семью каждого члена семьи. Значение каждого члена семьи для ее благополучия и счастья |
Человек в группе. Взаимное влияние человека и группы. Влияние отдельного человека на общественную жизнь и на культуру общества | Выбор группы: случайный, сознательный. Насильственная принадлежность к группе. Уровень развития группы и уровень развития человека. Поведение человека в группе. Умение общаться с группой. Товарищество как закон группы. Право каждого на свое индивидуальное проявление. Группы подавляющие: группы риска, преступные группировки, маргинальные группы. Группы учебные, по интересам, по проведению досуга, по профессиональным занятиям, творческие, идеологические. Умение человека сохранить свое «Я» в группе. Достойный человек занимает достойное место в достойной группе |
Человек как представитель своего поколения. «Я» как продукт и как часть общества | Ход истории человечества как смена поколений. Новые характеристики нового поколения. Конфликт поколений. Осознанный выбор поведения в рамках своего поколения. Судьба обогнавшего свое поколение. Судьба отстающего от своего поколения. Внешние атрибуты поколения и внутренние сущностные признаки. Разные типы людей в одном поколении. Один тип человека в разных поколениях |
Один
день человека как соци- | Человек
в роли личности, гражданина, патриота,
семьянина, члена дружеской, учебной
и производственной группы в течение
одного дня, наполненного со- |