Выпускной класс – особая группа школьников, нуждающаяся в новом воспитательном акценте своей ученической жизнедеятельности.
Выпускник – молодой человек, стоящий на рубеже новой жизни; за этим рубежом нет приготовленной программы и обрисованного пути; свободный выбор станет теперь определять ход его жизни. Последний школьный год чрезвычайно важен, «Я» школьника несет ответственность за свое будущее.
Центральным ценностным объектом духовного осмысления становится «Моя жизнь и мое «Я» как субъект этой жизни».
Задачей-доминантой выступает формирование жизненной позиции, то есть общего отношения к жизни как таковой и своему «Я» как строителю этой жизни. Педагог содействует интенсивному осознанию юношеством свободного выбора, который производится ими, и на конкретно организованной предметной деятельности приобщает к реальным шагам по конструированию содержания собственной жизни.
Данная задача выдвигает целую систему проблем, к решению которых педагог готовит воспитанников: он ставит проблемы и помогает искать решения. При этом решения могут быть не найдены. Тут главное – чтобы выпускник знал и принимал эти проблемы сейчас, в своей реальной жизни, и свой выбор обозначал своими действиями и поведением.
Проблемы жизни |
Вопросы текущей жизни |
Мое «Я» как отдельный внутренний мир. Гармония и дисгармония моего «Я» |
Осмысление своих целей. Соотношение цели и мечты. Способность к саморегуляции поведения и состояния |
Взаимодействие моего «Я» с миром: как принимает меня мир; как я принимаю мир |
Форма
и содержание моего «Я». Речь,
мимика, плас- |
Жизненная позиция в ее разновидностях: мое отношение к жизни как таковой |
Позиция «иметь»; позиция «быть»; позиция «творить». Способность отдавать себе отчет в исходе занятой жизненной позиции |
День моего «Я» как ступень жизни. История моей жизни, в которой ничего не сотрешь |
Прошлое и будущее. Настоящее как осознание прошлого и проживание уменьшающегося будущего. Анализ прошлого и планирование будущего |
Жизненный путь человека. Кризис жизненного пути. Обстоятельства жизни и судьба человека |
Социальное окружение моего «Я». Анализ обстоятельств «моей» жизни. Роль моего «Я» в сложившейся судьбе |
Творчество
жизни и конструи- |
Способность
противостоять обстоятельствам.
Отно- |
Счастье жизни. Страдание жизни. Человек как кузнец своего счастья. Смысл жизни |
Оценить мои представления о счастье. Осмыслить характер моего счастья как состояние души и как итоговой оценки жизни. Отношение к неприятностям, неудачам, невзгодам, горю и страданию. Умение оценивать истоки неприятностей. Страдание как предупреждение о несчастье. Смысл жизни как поиск смысла |
Конструирование индивидуальной жизни |
«Быть как все» и «Не быть как все» – вечная проблема человека. Умение быть скромным и гордым – обладать достоинством |