Выпускной класс –
особая группа школьников, нуждающаяся
в новом воспитательном акценте своей
ученической жизнедеятельности.
Выпускник – молодой
человек, стоящий на рубеже новой жизни;
за этим рубежом нет приготовленной
программы и обрисованного пути; свободный
выбор станет теперь определять ход его
жизни. Последний школьный год чрезвычайно
важен, «Я» школьника несет
ответственность за свое будущее.
Центральным ценностным
объектом духовного осмысления становится
«Моя жизнь и мое «Я» как субъект
этой жизни».
Задачей-доминантой
выступает формирование жизненной
позиции, то есть общего отношения к
жизни как таковой и своему «Я» как
строителю этой жизни. Педагог содействует
интенсивному осознанию юношеством
свободного выбора, который производится
ими, и на конкретно организованной
предметной деятельности приобщает к
реальным шагам по конструированию
содержания собственной жизни.
Данная
задача выдвигает целую систему проблем,
к решению которых педагог готовит
воспитанников: он ставит проблемы и
помогает искать решения. При этом решения
могут быть не найдены. Тут главное –
чтобы выпускник знал и принимал эти
проблемы сейчас, в своей реальной жизни,
и свой выбор обозначал своими действиями
и поведением.
Проблемы жизни
Вопросы
текущей жизни
Мое
«Я» как отдельный внутренний
мир. Гармония и дисгармония моего «Я»
Осмысление
своих целей. Соотношение цели и мечты.
Способность к саморегуляции поведения
и состояния
Взаимодействие
моего «Я» с миром: как принимает
меня мир; как я принимаю мир
Форма
и содержание моего «Я». Речь,
мимика, плас- тика, одежда, манеры
как средства внешнего портрета моего
«Я». Открытость и доброжелательность
в союзе со сдержанностью и корректностью
поведения
Жизненная
позиция в ее разновидностях: мое
отношение к жизни как таковой
Позиция
«иметь»; позиция «быть»;
позиция «творить». Способность
отдавать себе отчет в исходе занятой
жизненной позиции
День
моего «Я» как ступень жизни.
История моей жизни, в которой ничего
не сотрешь
Прошлое
и будущее. Настоящее как осознание
прошлого и проживание уменьшающегося
будущего. Анализ прошлого и планирование
будущего
Жизненный
путь человека. Кризис жизненного
пути. Обстоятельства жизни и судьба
человека
Социальное окружение
моего «Я». Анализ обстоятельств
«моей» жизни.
Роль
моего «Я» в сложившейся судьбе
Творчество
жизни и конструи- рование жизненного
пути. Человек как творец жизни
Способность
противостоять обстоятельствам.
Отно- шение к дурным привычкам и
низким традициям. Осмысление роли
«белой вороны». Поиск собствен- ного
пути и индивидуальных форм поведения.
Отношение к ошибкам жизни. Мои слабости
и моя сила. Мои попытки изменить
обстоятельства, окружающую среду
Счастье
жизни. Страдание жизни. Человек как
кузнец своего счастья. Смысл жизни
Оценить
мои представления о счастье. Осмыслить
характер моего счастья как состояние
души и как итоговой оценки жизни.
Отношение к неприятностям, неудачам,
невзгодам, горю и страданию. Умение
оценивать истоки неприятностей.
Страдание как предупреждение о
несчастье. Смысл жизни как поиск
смысла
Конструирование
индивидуальной жизни
«Быть
как все» и «Не быть как все»
– вечная проблема человека. Умение
быть скромным и гордым – обладать
достоинством