1.Обстановка и гигиенические условия в
классе
-температура и свежесть воздуха;
-рациональность освещения класса и
классной доски;
-наличие(отсутствие)
монотонных,неприятных звуковых
раздражителей;
2.Число видов учебной деятельности
(Норма: 4-7 видов за урок)
-опрос учащихся;письмо ;чтение
;слушание; рассказ;рассматривание
наглядных пособий;ответы на
вопросы;решение примеров ,задач и др.
3.Средняя продолжительность и частота
чередования различных видов
учебной деятельности.
Ориентировочная норма –7-10мин;
4.Число видов преподавания:
словесный,наглядный,аудиовизуальный,
самостоятельная работа и т.д.
Норма – не менее 3.
5.Чередование видов преподавания.
Норма-
не позже чем через 10-15 минут.
6.Наличие и выбор методов,способствующих
активизации инициативы
и творческого самовыражения самих
учащихся,когда они превращаются
из «потребителей знаний» в субъектов
действия по их получению и
созиданию.
К таким методам относятся:
-метод свободного выбора(свободная
беседа,выбор действия,способа
действия,способа взаимодействия,свобода
творчества и т.д.)
-активные методы(ученики в роли
учителя,обучение действием, обсуждение в группах,ролевая
игра,дискуссия,семинар,ученик как
исследователь);
-методы,направленные на самопознание и
развитие(интеллекта,эмоций,
общения,воображения,самооценки и
взаимооценки);
7.Место и длительность применения ТСО(в
соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать
их как возможности
инициирования дискуссии,обсуждения.
8.Позы учащихся,чередование поз (наблюдает
ли учитель за посадкой
учащихся;чередуются ли позы в
соответствии с видом работы.
9.Физкультминутки и другие оздоровительные моменты
на уроке –
их
место,содержание и продолжительность.
Норма-на
15-20минут по 1мин. из 3 лёгких упражнений с 3-4 повторениями на
каждого.
10.Наличие в содержательной части урока
вопросов,связанных со здоровьем и
здоровым образом жизни;демонстрация,прослеживание
этих связей;формирование отношения к человеку и его
здоровью как к ценности;выработка
понимания сущности здорового образа жизни;
формирование потребности здорового образа
жизни;выработка индивидуального способа безопасного поведения,сообщение
учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.
11.Наличие у учащихся мотивации к учебной
деятельности на уроке
(интерес к
занятиям,стремление больше узнать,радость от активности,
интерес к
изучаемому материалу) и используемые
учителем методы повышения этой мотивации.
12.Психологический климат на уроке.
13.Наличие на уроке эмоциональных разрядок:
шуток,улыбок,использование
юмористических картинок,поговорок,афоризмов с комментариями,небольших стихотаорений музыкальных минуток и т.п.
14.Плотность урока, т.е.
количество времени,затраченного школьниками
на учебную работу.
Норма-не менее 60% и не более 75-80%.
15.Момент
наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности.
Определяется в ходе наблюдения по
возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной
работы.
Норма-не ранее чем через 25-30мин. в 1
классе ; 35-40мин. в начальной
школе;
40минут- в средней и старшей школе; 30минут – для учащихся
классов компенсирующего обучения.
16.Темп и особенности
окончания урока:
-быстрый темп, «скомканность»,нет времени
на вопросы учащихся,
быстрое,практически без комментариев
записывание домашнего задания;
-спокойное завершение урока: учащиеся
имеют возможность задать
учителю вопросы,учитель может
прокомментировать задание на дом,
попрощаться с учащимися;
- задержка учащихся в классе после звонка(на перемене).