Аспектный
анализ урока.
1.Постановка
и решение на уроке триединой задачи.
2.Оптимальность
выбора типа и структуры урока для решения данной аспектной задачи.
3.Соответствие
содержания,понятий,фактов и идей изучаемого материала решению данной
аспектной
задачи.
4.Была
ли обеспечена на данном уроке преемственность в решении данной задачи.
5.Проанализировать
использование форм и методов обучения,воспитания и развития.
6.Какова
работа на уроке учащихся с учебниками и другой литературой.
7.Как
организована и каков уровень самостоятельной работы каждого учащегося.
8.Достигнут
ли результат по его аспектной цели.
9.Как
на уроке оценивались знания,умения и навыки учащихся,каково
воспитательное
значение оценки и как она
помогает достижению конечного
результата.
I.Планирование учителем
образовательно-воспитательно-развивающих задач урока
1. Полнота,
комплексность, разносторонность задач урока, вытекающих из содержания учебного
материала.
2. Учет
особенностей учащихся данного класса при планировании задач и возможностей их
принятия школьником.
3. Образовательные задачи урока.
4. Воспитательные задачи урока.
5. Задачи развития учащихся на уроке.
6. Целенаправленная
деятельность учителя в развитии познавательных процессов учащихся.
7. Наличие
дифференцированных задач для учащихся различного уровня подготовки, с учетом их
индивидуальных особенностей.
8. Правильное
выделение среди всего круга задач главных, основных, наиболее существенных в
данных условиях.
II.Организация
учителем повторения пройденного
материала, готовящего учащихся к восприятию нового
1. Четкая
устремленность в работе, осознание учениками стоящих перед ними задач.
2. Знание
учениками цели и плана работы по повторению, понимание его важности и
необходимости.
3. Мобилизация
усилий учащихся на преодоление трудностей, встречающихся при повторении.
4. Тщательный отбор и планирование материала для повторения.
5. Предупреждение возможных ошибок при повторении.
6. Обеспечение
органической связи между ранее пройденным материалом, необходимым для
восприятия нового и новым.
7. Разнообразие приемов для повторения.
8. Внесение элементов нового.
9. Правильное распределение времени на повторение.
10. Стимулирование активности учащихся в процессе повторения.
11. Соблюдение
сочетания различных видов повторения (повторение пройденного в начале учебного
года, текущее, периодическое и заключительное повторение).
III.Оптимальность типа и
структуры урока
1. Тип урока, его место в
системе уроков по теме.
2. Соответствие структуры урока его типу.
3. Как этапы
урока способствуют выполнению главной дидактической цели.
4. Макро- и
микроэлементы структуры урока, соблюдение требований к каждому элементу урока.
5. Дозировка времени, эффективность использования времени на уроке.
6.
Соответствие последовательности элементов урока (повторение пройденного,
изучение нового материала, подготовленность учеников, уровень их
работоспособности и т.д;).
7. Оптимальное
сочетание на уроке коллективных, групповых, парных и индивидуальных форм
обучения.
8. Оснащенность
урока наглядными пособиями, техническими средствами обучения.
IV.Соблюдение
требований к содержанию урока
1. Соответствие требованиям программы,
2. Реализация основных дидактических принципов,
3. Отбор
главного материала (для реализации требований воспитания при обучении и
формировании обобщенных, понятийных знаний).
4. Научность изучаемых явлений.
5.
Дидактическая обработка учебного материала (какие факты взять и для чего:
проиллюстрировать, доказать; логика и последовательность изучения материала;
выделение узловых понятий; дифференциация учебного материала по степени его
сложности; формулирование выводов - кто,
когда; рациональная нагрузка учащихся; установка учащихся на усвоение главных
знаний и умений; соотнесение материала с отведенным временем; его
доступность).
6.
Осуществление внутрипредметной связи, подготовка учащихся к восприятию нового
материала на основе изученного ранее.
7. Установление межпредметных связей, понятий.
8. Связь
изучаемого материала с жизнью, с практикой, с опытом учащихся.
9. Ошибки при отборе содержания
урока.
V.Выбор
методов, приемов и средств обучения
1.
Соответствие методов общей направленности обучения задачам обучения,
дидактической цели, содержанию материала, возрасту учащихся, специфике
предмета.
2. Методы
изучения нового материала, приемы новых технологий обучения.
3. Методы закрепления и выработки умений и навыков.
4. Методы стимуляции и мотивации учебной деятельности.
5. Методы контроля и самоконтроля учащихся.
6. Виды самостоятельных работ, методика их организации.
7. Оптимальное
сочетание различных методов. Обоснованность выбора методов соответствующих
содержанию урока.
8.
Использование учебных пособий, дидактического материала, наглядных пособий и
технических средств обучения и контроля.
9. Использование учителем преимуществ кабинетной системы.
VI.
Характер взаимоотношений учителя и учащихся
1. Организация работы учеников на разных этапах урока.
2. Умение
учителя владеть классом, активизировать деятельность учащихся, организовать
самостоятельную работу.
3.
Индивидуальный подход к учащимся на уроке.
4. Уровень
педагогических требований к работе учащихся, к их ответам, к развитию мышления
и речи.
5. Характер постановки вопросов ученикам.
6. Реакция на допускаемые учениками ошибки.
7. Реплики оценочного характера, аргументация отметок.
8. Характер и тон дисциплинарных замечаний.
9. Общая эмоциональная и интеллектуальная атмосфера на уроке.
10. Соблюдение норм педагогической этики. Культура общения.
11. Стиль и
темп работы учителя и их влияние на деятельность учащихся (бодрость,
решительность, вялость, безучастность и пр.).
12.
Стимулирование успехов учащихся и использование арсенала поощрений.
13. Речевое
взаимодействие на уроке (культура речи, логическая стройность, эмоциональность
и пр.).
VII. Подготовка
учащихся к выполнению домашних заданий
1. Ясность каждому ученику.
2.
Регламентированность и согласованность с таковыми других предметов.
3. Установка на индивидуализацию.
4. Возможность проверки задания.
5.
Ориентированность ученика на самостоятельный поиск решения, на использование
полученных ранее знаний и умений.
6. Разумное многообразие заданий.
7. Наличие в
заданиях вопросов для повторения основополагающих знаний (установка на
повторение давно пройденного материала).
8. Предполагаемая преодолимая трудность в задании.
9. Наличие фронтальных заданий.
10. Введение инструктажа, алгоритма.
11. Ориентация
ученика на аналитико-синтетическую мыслительную деятельность.
12. Интересность заданий, занимательность.
VIII. Организация закрепления изученного
учебного материала
1.
Направленность на усвоение главного материала подобранных вопросов и
упражнений.
2. Усложнение заданий с соблюдением их доступности.
3.
Дифференцированность заданий по степени сложности учебного материала и с учетом
индивидуальных способностей и подготовленности школьников.
4. Эмоциональная привлекательность заданий и упражнений.
5. Включение в
задания вопросов, упражнений, операций, обеспечивающих аналитико-синтетическую
мыслительную деятельность.
6. Направление
мышления ученика на решение общих и частных познавательных задач, требующих
творческой переработки информации.
7. Закрепление способов деятельности учащихся.
8. Обеспечение самоконтроля и самооценки работы учащихся.
9. Подведение итогов закрепления учебного материала
IX. Проверка и оценка знаний, умений и
навыков учащихся
1. Место контроля в структуре урока.
2. Методы контроля, целесообразность их применения.
3. Методика
проверки домашний заданий (просмотр тетрадей, проверка домашней работы, разбор
домашней работы у доски и т.д.).
4. Развитие у
учащихся навыков самоанализа и самоконтроля (взаимная проверка, рецензирование
ответов, вопросы отвечающим и т.д.).
5. Число опрошенных учащихся (один, два и более раз).
6. Воспитывающая сторона проверки и оценки знаний учащихся.
7. Учет
индивидуальных особенностей учащихся при проверке и оценке знаний и умений.
8. Способы активизации учащихся при проверке и оценке знаний.
9. Сколько и
какие отметки были поставлены на уроке, их объективность и аргументация.
10. Содержание
и характер вопросов и заданий (воспроизводящие, проблемные, направленные на
установление причинно-следственных связей и др.).
11. Оценка
качества знаний, умений и навыков (полнота, осознанность, прочность, глубина,
наличие системы в ответе, связь с жизнью и т.д.).
X.Организация
познавательной деятельности учащихся
1. Организация восприятия на уроке:
1) подготовка к восприятию;
2) создание условий для
успешного восприятия материала;
3) виды восприятия
(непосредственное, опосредованное);
4) новые представления, сформированные у учащихся, насколько
они правильны и полны;
5) руководство восприятием со
стороны учителя.
2. Формирование понятий на уроке:
1) какими знаниями оперируют
все ученики класса;
2) выделение в структуре знаний научных фактов, понятий, законов,
теорий;
3) формирование новых понятий, теоретические обобщения, выводы
(использование анализа, синтеза, сравнения);
4) уровень сформированности понятий;
5) использование внутрипредметных и межпредметных связей;
6) этапы формирования понятий.
3. Организация запоминания изученного материала:
1) установление связи нового
материала с ранее пройденным;
2) концентрация внимания
учащихся на основном материале;
3) организация повторения основных правил и законов, выведенных
на уроке;
4) организация закрепления
(место, методы, результативность).
4. Формирование общеучебных умений и навыков на уроке:
1) какие задачи формирования общеучебных умений и навыков были
намечены;
2) какие общеучебные умения и навыки формировались и каков
уровень их сформированности;
3) какие задания и упражнения предлагались для формирования
общеучебных умений и навыков;
4) какие методы работы были
избраны и почему;
5) как осуществляется формирование у учащихся навыков планирования
учебной работы (учитель сам сообщает план, учит составлять план, разрешает
пользоваться планом, предлагает слабым ученикам карточки с примерным планом
ответа, анализирует планы учащихся и т.д.);
6) как формируется умение выделять главное, существенное в
учебном материале (учитель конкретизирует, концентрирует внимание на основных
понятиях, выделяет существенные признаки понятий, записывает главные мысли,
подчеркивает главное с помощью интонации, анализирует логику ответов учащихся и
т.д.);
7) какие затруднения испытывали учитель и учащиеся в решении
этой задачи.