Примерная памятка для самоанализа урока учителем.
( по
Поташнику М.М. )
Какова
характеристика реальных учебных возможностей учащихся?
Какие особенности
учащихся при планировании данного урока? Каково место
данного урока в теме, разделе, курсе?
Как он связан с предыдущими, на что
в них опирается?
Как этот урок работает на последующие уроки, темы
разделы?
В чем специфика этого урока?
Каков его тип?
Какие задачи
решались на уроке; образовательные,
воспитательные,
задачи
развития?
Была ли
обеспечена их комплексность? Взаимосвязь?
Какие задачи были главными,
стержневыми?
Как учтены в задачах особенности класса, отдельных групп
школьников?
Почему выбранная
структура урока была рациональна для решения этих задач?
Рационально ли
выделено место в уроке для опроса, изучения нового материала, закрепления,
домашнего задания и т.п.?
Рационально ли было распределено время,
отведенное на все этапы урока?
Логичны ли "связки” между этапами урока?
На каком
содержании ( на каких понятиях, идеях, положениях, фактах) делался главный
акцент на уроке и почему?
Выбрано ли главное, существенное?
Какое сочетание
методов обучения избрано для раскрытия нового материала?
Дать обоснование
выбора методов обучения.
Какое сочетание
форм обучения избрано для раскрытия нового материала и почему?
Необходим
ли был дифференцированный подход к учащимся? Как он осуществлялся и почему
именно так ?
Как организован
был контроль усвоения знаний, умений и навыков? В каких формах и какими
методами осуществлялся? Почему?
Как
использовался на уроках учебный кабинет, какие средства обучения? Почему?
За счет чего
обеспечивалась высокая работоспособность учащихся в течение урока?
За счет чего на
уроке поддерживалась хорошая психологическая атмосфера общения?
Как было
реализовано воспитательное влияние личности учителя?
Как и за счет
чего обеспечивалось на уроке и в домашней работе учащихся рациональное
использование времени, предупреждение перегрузки учащихся?
Запасные
методические "ходы” на случай непредвиденной ситуации.
Удалось ли
полностью реализовать все поставленные задачи? Если не удалось, то какие и
почему? Когда учитель планирует восполнение нереализованного?
Самоанализ урока учителем.
( по
Шамовой Т.И. )
Дать краткую
характеристику класса, выделить группу учащихся с различным уровнем
овладения программным материалом.
Охарактеризовать
тему урока; степень сложности вообще и трудности для данного класса или
отдельных учеников.
Обосновать
постановку ТДЦ урока, тип и его структуру.
Выделить главный
этап и дать его полный анализ, основываясь на РР обучения на уроке.
Показать , как
другие этапы работали на главный этап.
Дать оценку
успешности достижения ТДЦ урока, обосновать показатели РР (реального
результата).
Наметить
перспективы совершенствования своей деятельности.
Самоанализ урока.
( по
Куриленко Т.М.)
Была ли
достигнута цель урока?
Как были
использованы воспитательные возможности учебного материала в целях
всестороннего развития личности учащегося?
Все ли учащиеся
работали на уроке и как они работали?
Как использовалось
время на урока?
Имели ли место потери времени на уроке и что было их
причиной?
Какие знания
усвоили учащиеся, какие умения закрепили?
Какие были
недостатки в ходе урока и почему?
Какие изменения
в структуру и содержание урока внес бы учитель, если бы его пришлось
повторить
Системный анализ урока
( по
В.П.Симонову)
Показатели оценки урока :
Личные качества
учителя.
Знание предмета
и общая эрудиция.
Уровень
педагогического и методического мастерства.
Культура речи,
ее образность, эмоциональность.
Чувство такта и
демократичность во взаимоотношениях с учащимися.
Внешний вид,
мимика, жесты.
Особенности
учебной деятельности учащихся:
Познавательная
активность, творчество и самостоятельность.
Уровень
развития общеучебных и специальных умений и навыков.
Наличие и
эффективность коллективных (групповых) форм работы в ходе урока.
Проявление
дисциплинированности, организованности и заинтересованности в данном
учебном предмете во время занятий.
Содержание
изучаемого материала:
Научность, доступность
и посильность изучаемого учебного предмета.
Актуальность и
связь и жизнью (теории и практики).
Новизна,
проблемность и привлекательность учебной информации.
Оптимальность
объема материала, предложенного для усвоения.
Эффективность
преподавания.
Рациональность
использования времени урока, оптимальность темпа чередования и смены
видов деятельности на занятии.
Целесообразность
использования приемов наглядности на занятии.
Рациональность
и эффективность методов и организационных форм работы.
Характер
обратной связи с учащимися.
Контроль за
работой учащихся и содержание требований к оценке их знаний, умений и
навыков.
Степень
эстетического воздействия урока на учащихся.
Соблюдение
правил охраны труда и техники безопасности на уроке.
Цели и результаты
проведенного урока.
Конкретность,
четкость, лаконичность формулировки цели урока.
Реальность,
целесообразность, сложность и достижимость цели.
Обучающий
эффект проведенного занятия (чему и в какой степени научились школьники).
Воспитательный
эффект.
Воздействие
урока на развитие учащихся.
Технология системного подхода к анализу урока :
Используется 4-х балльная шкала, где :
4 балла -
отлично; 3 балла -
хорошо; 2 балла -
удовлетворительно; 1 балл -
неудовлетворительно;
Максимальное возможное количество баллов - 100 (25х4).
Если:
85 -100 баллов -
урок отличный; 65 - 84 балла -
урок хороший; 45 - 64 балла -
урок удовлетворительный