Примерная памятка для самоанализа урока учителем.
( по
Поташнику М.М. )
Какова
характеристика реальных учебных возможностей учащихся? Какие особенности
учащихся при планировании данного урока? Каково место
данного урока в теме, разделе, курсе? Как он связан с предыдущими, на что
в них опирается? Как этот урок работает на последующие уроки, темы
разделы? В чем специфика этого урока? Каков его тип? Какие задачи
решались на уроке; образовательные,
воспитательные,
задачи
развития? Была ли
обеспечена их комплексность? Взаимосвязь? Какие задачи были главными,
стержневыми? Как учтены в задачах особенности класса, отдельных групп
школьников? Почему выбранная
структура урока была рациональна для решения этих задач? Рационально ли
выделено место в уроке для опроса, изучения нового материала, закрепления,
домашнего задания и т.п.? Рационально ли было распределено время,
отведенное на все этапы урока? Логичны ли "связки” между этапами урока? На каком
содержании ( на каких понятиях, идеях, положениях, фактах) делался главный
акцент на уроке и почему? Выбрано ли главное, существенное? Какое сочетание
методов обучения избрано для раскрытия нового материала? Дать обоснование
выбора методов обучения. Какое сочетание
форм обучения избрано для раскрытия нового материала и почему? Необходим
ли был дифференцированный подход к учащимся? Как он осуществлялся и почему
именно так ? Как организован
был контроль усвоения знаний, умений и навыков? В каких формах и какими
методами осуществлялся? Почему? Как
использовался на уроках учебный кабинет, какие средства обучения? Почему? За счет чего
обеспечивалась высокая работоспособность учащихся в течение урока? За счет чего на
уроке поддерживалась хорошая психологическая атмосфера общения? Как было
реализовано воспитательное влияние личности учителя? Как и за счет
чего обеспечивалось на уроке и в домашней работе учащихся рациональное
использование времени, предупреждение перегрузки учащихся? Запасные
методические "ходы” на случай непредвиденной ситуации. Удалось ли
полностью реализовать все поставленные задачи? Если не удалось, то какие и
почему? Когда учитель планирует восполнение нереализованного?
Самоанализ урока учителем.
( по
Шамовой Т.И. )
Дать краткую
характеристику класса, выделить группу учащихся с различным уровнем
овладения программным материалом. Охарактеризовать
тему урока; степень сложности вообще и трудности для данного класса или
отдельных учеников. Обосновать
постановку ТДЦ урока, тип и его структуру. Выделить главный
этап и дать его полный анализ, основываясь на РР обучения на уроке. Показать , как
другие этапы работали на главный этап. Дать оценку
успешности достижения ТДЦ урока, обосновать показатели РР (реального
результата). Наметить
перспективы совершенствования своей деятельности.
Самоанализ урока.
( по
Куриленко Т.М.)
Была ли
достигнута цель урока? Как были
использованы воспитательные возможности учебного материала в целях
всестороннего развития личности учащегося? Все ли учащиеся
работали на уроке и как они работали? Как использовалось
время на урока? Имели ли место потери времени на уроке и что было их
причиной? Какие знания
усвоили учащиеся, какие умения закрепили? Какие были
недостатки в ходе урока и почему? Какие изменения
в структуру и содержание урока внес бы учитель, если бы его пришлось
повторить
Системный анализ урока
( по
В.П.Симонову)
Показатели оценки урока :
Личные качества
учителя. Знание предмета
и общая эрудиция. Уровень
педагогического и методического мастерства. Культура речи,
ее образность, эмоциональность. Чувство такта и
демократичность во взаимоотношениях с учащимися. Внешний вид,
мимика, жесты. Особенности
учебной деятельности учащихся: Познавательная
активность, творчество и самостоятельность. Уровень
развития общеучебных и специальных умений и навыков. Наличие и
эффективность коллективных (групповых) форм работы в ходе урока. Проявление
дисциплинированности, организованности и заинтересованности в данном
учебном предмете во время занятий. Содержание
изучаемого материала: Научность, доступность
и посильность изучаемого учебного предмета. Актуальность и
связь и жизнью (теории и практики). Новизна,
проблемность и привлекательность учебной информации. Оптимальность
объема материала, предложенного для усвоения. Эффективность
преподавания. Рациональность
использования времени урока, оптимальность темпа чередования и смены
видов деятельности на занятии. Целесообразность
использования приемов наглядности на занятии. Рациональность
и эффективность методов и организационных форм работы. Характер
обратной связи с учащимися. Контроль за
работой учащихся и содержание требований к оценке их знаний, умений и
навыков. Степень
эстетического воздействия урока на учащихся. Соблюдение
правил охраны труда и техники безопасности на уроке. Цели и результаты
проведенного урока. Конкретность,
четкость, лаконичность формулировки цели урока. Реальность,
целесообразность, сложность и достижимость цели. Обучающий
эффект проведенного занятия (чему и в какой степени научились школьники).
Воспитательный
эффект. Воздействие
урока на развитие учащихся.
Технология системного подхода к анализу урока :
Используется 4-х балльная шкала, где :
4 балла -
отлично; 3 балла -
хорошо; 2 балла -
удовлетворительно; 1 балл -
неудовлетворительно;
Максимальное возможное количество баллов - 100 (25х4). Если:
85 -100 баллов -
урок отличный; 65 - 84 балла -
урок хороший; 45 - 64 балла -
урок удовлетворительный