Рекомендации по перспективно-календарному планированию
ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В КЛАССЕ (ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА) I. Объяснительная
записка: • особенности класса и
воспитанников; • особенности
ближайшего социального окружения каждого ребенка и его взаимодействия со
средой; • принципы отбора
содержания и организации воспитательного процесса. II. Воспитательные
цели. III. Содержание и
организация воспитательного процесса. 1. Организация
жизнедеятельности детского коллектива: • задачи; • содержание; • способы реализации задач. 2. Организация
деятельности органов детского самоуправления: • задачи; • содержание и способы реализации задач. 3. Сотрудничество в
достижении воспитательных результатов: • задачи; • содержание и формы сотрудничества. Планы воспитательной
работы в классе могут быть разные. Перспективный план на год включает в себя, как правило, краткую
характеристику класса, групп и отдельных учащихся, цель и задачи воспитательной
работы и перечень основных дел по направлениям воспитания (экономическое,
политическое, нравственное, правовое, эстетическое и т. д.). Указываются сроки,
ответственные участники дел. Для повседневной работы такой план неудобен:
уследить за всем трудно, можно упустить что-то значительное. Поэтому в текучке
будней в практике воспитательной работы школы используется календарный
план-сетка. Он удобен для повседневной работы, хотя здесь не видна перспектива,
не просматривается логика воспитательного процесса, трудно прослеживается
задача всестороннего развития детей. Классному руководителю нужно отвести в
своей тетради специальный раздел «Планирование воспитательной работы», в
котором есть такие пункты. • Цель воспитательной
работы с классом на год: стратегические и тактические задачи. • Результаты изучения
классного коллектива и отдельных учащихся (обработанные анкеты, тесты,
различные опросники, ролевые игры, участие детей в делах класса и школы,
интересы и склонности, занятия вне школы, предложения по плану работы и т. д.). Главный раздел – это сам план,
который можно представить в таком виде: Содержание планирования | Календарные сроки проведения дел | Сентябрь, неделя | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Организационная работа | 1. Воспитательно-организационные задачи. 2. Содержание «пятнадцатиминуток» классного руководителя
и актива (в начале недели) | | | | | Организация коллективной
творческой деятельности учащихся (содержание воспитания) | 1. Познавательная
деятельность. 2. Ценностно-ориентированная
деятельность. 3. Трудовая деятельность. 4. Общественно полезная
деятельность. 5. Художественная
деятельность. 6. Физкультурно-спортивная
деятельность. 7. Свободное общение. 8. Деятельность по профилю
класса | | | | |
Методическая работа | 1. Изучение учащихся,
классного коллектива, хода учебно-воспитательного процесса. 2. Дифференцированный и
индивидуальный подходы к учащимся. 3. Взаимодействие с малым
педагогическим коллективом. 4. Работа с родителями
учащихся | | | | |
Методические основы
работы с перспективно-календарным планом: на план отводится 10 страниц – по
количеству месяцев учебного года (подрежьте страницы сверху, чтобы параметры
планирования записать один раз на все месяцы). Все дела, запланированные классным
руководителем, вписываются в перспективный календарь-сетку. Причем отдаленные
по времени дела можно писать карандашом (это дает возможность перенести
мероприятия). Дела, которые являются прерогативой детской активности, выделите
цветом, чтобы четче представлять себе деятельность ребят и работу учителя. В
работе по такому плану отпадает необходимость писать отчет, что экономит ваше
время. В плане отметьте выполненные и невыполненные дела, а те, что проводить
нецелесообразно, зачеркните. В конце года проведите педагогический анализ. Достоинства
перспективно-календарного планирования – динамизм, вариативность, возможность
творчества педагога и детей. Такой план – потребность, а не «отписка», в нем
прослеживается ход воспитательного процесса, который становится управляемым, а
значит, эффективным.
Программа
воспитания школьника
Старший
подросток
В эти годы нарастания
физических сил, переизбытка энергии и
потенциальной конфликтности со взрослыми
и с самим собою социальная ориентация
позволяет акцентировать его внимание
на духовных проблемах, а главное,
постоянно возвращаться к трудному для
подростка вопросу «Я и ОНИ». Входя
в общность, старший подросток еще не
справился с проблемой осознания себя
как человека и индивидуальности, а ему
приходится решать новые проблемы.
Работа с ним по
программе – это взращивание взрослости.
1. Сообщество как
условие жизни человека, человек как
общественное существо.
2. Общество как
социально-производственно-регулятивное
объединение людей, обеспечивающее
выживание, развитие, условия для
счастливой жизни человека.
3. Отечество (Родина)
как место, где человек родился и познал
счастье жизни.
4. Государство как
система управления и как система
регулирования обустройства, хозяйства
и собственности граждан.
5. Семья человека в
контексте жизни общества.
6. Человек в группе.
Взаимное влияние человека и группы.
Влияние отдельного человека на
общественную жизнь и на культуру
общества.
7. Человек как
представитель своего поколения. «Я»
как продукт и как часть общества.
8.
Один день человека как социального
существа.
|