I этап
Цель: пробудить творческую активность у педагогов, учащихся, родителей.
Основные направления деятельности. Педагогические условия:
– изучение мнений, интересов детей, родителей, педагогов;
– изучение социума;
– подбор и расстановка кадров;
– организация работы кружков разного профиля, клубов, спортивных секций, повышение профессионального роста педагогических кадров, создание основы для творчества;
– овладение новыми педагогическими технологиями воздействия на учащихся.
II этап
Цель: определить стратегию и тактику развития и совершенствования воспитательной системы (основные направления, формы и виды деятельности).
Задачи:
– совершенствование работы органов детского самоуправления;
– продолжение традиций;
– развитие в коллективах, классах, в каждом ребенке самостоятельности, инициативности, ответственности, творчества.
Основные направления деятельности. Педагогические условия:
– четкое планирование как одна из важнейших предпосылок эффективности системы воспитательной работы;
– воспитательная работа проходит через все виды и формы деятельности;
– развитие дополнительного образования: внеурочная кружковая работа, дополнительные курсы; внеурочные творческие мероприятия, участие в районных и областных программах;
– работа в социуме с родителями, общественными и шефствующими организациями;
– создание единого образовательного процесса.
III этап
Цель: обеспечить качественные результаты образовательного и воспитательного процесса в условиях его вариативности и разнообразия педагогических технологий.
Задачи: создание системы отношений, помогающей ученику на каждом возрастном этапе успешно решать свои задачи в основных сферах деятельности.
Педагогические условия:
– расширение поисковой инновационной деятельности преподавателей и всего педагогического коллектива по построению новых содержательных и организационно-педагогических моделей образования, стимулирующих процесс обучения и воспитания детей в интересах развития личности, семьи, поселка;
– обеспечение преемственности реализуемых образовательных и воспитательных программ в цепи непрерывности 1, 2, 3-й ступеней.
Направления воспитательной системы.
1. Внеклассная и внешкольная работа по предметам гуманитарного, математического, естественно-географического и других циклов (предметные кружки, интеллектуальные конкурсы, олимпиады). Программа «Одаренные дети».
2. Внеклассная и внешкольная работа по предметам художественно-эстетического цикла. Реализация задач художественно-эстетического воспитания и образования детей, работа кружков и коллективов музыкального, образовательного, декоративно-прикладного творчества, хореографического, театрального направления, проведение смотров, конкурсов.
3. Внеклассная и внешкольная спортивная работа (спортивные кружки и секции, смотры, соревнования).
4. Внеклассная и внешкольная работа по патриотическому, правовому, трудовому воспитанию (программа объединений, смотры, конкурсы, выставки, соревнования).
5. Развитие ученического самоуправления (детское объединение «Семицветик», детский парламент «Созвездие», НОУ «Пилигрим»).
6. Совместная реализация досуга детей и их родителей (походы, вечера «За чашкой чая», «огоньки», конкурсы, выставки, интеллектуальные игры, поездки и путешествия).
Управление воспитательной системой осуществляется гибко, с использованием трех основных форм принятия управленческих решений:
1. В форме соуправления – на высшем уровне управления такими органами являются конференция и совет ОУ. Управленческие решения считаются принятыми при достижении соглашения заинтересованными сторонами.
2. В форме самоуправления – управленческие решения принимаются коллективно на педагогических советах, совете детского парламента, родительском совете, профсоюзном комитете.
3. В форме административного управления – если дело требует быстрого решения, то директор принимает его единолично, на заседании администрации – коллегиально.
С точки зрения масштаба решаемых задач и субъектов, осуществляющих непосредственное управление, в структуре управляющей системы можно выделить четыре уровня управления:
1. Уровень стратегического управления – уровень директора.
2. Уровень тактического управления – уровень заместителя директора.
3. Уровень оперативного педагогического и хозяйственного управления – уровень руководителей кафедры и МО, советов и других органов.
4. Уровень оперативного ученического управления – уровень педагогов, классных руководителей, актива учащихся.
Высшим представительным органом является конференция. Высшим выборным представительным органом является совет ОУ, в его состав входят представители педагогического коллектива, учащихся, родительской общественности.
Исполнительный высший орган – педагогический совет.
Представительным органом трудового коллектива является профсоюзный комитет.
Управление процессом воспитания строится следующим образом (по следующим направлениям):
1. Совместная работа с подразделениями:
а) отделом молодежной политики при администрации района;
б) связь с общественными организациями (отдел культуры, музеи, библиотеки, музыкальные школы и др.);
2. Административная работа:
а) повышение квалификации классных руководителей;
б) знакомство с опытом воспитательной работы школ, в том числе по страницам периодической печати;
в) МО классных руководителей;
г) выпуск методических материалов, бюллетеней.
3. Сбор информации:
а) педагогические наблюдения;
б) анкетирование;
в) анализ собранной информации;
г) график диаграмм.
4. Планирование:
а) разработка программ и планов, направленных на развитие учащихся, повышение их уровня воспитанности;
б) подбор форм и методов в соответствии с собранной и отработанной информацией.
5. Контроль и коррекция:
а) анализ и оценка планов и программ воспитательной работы (педсоветы, МО классных руководителей, отчеты при директоре и другие формы);
б) корректировка планов и программ.
6. Создание условий для развития личности учащихся:
а) доброжелательный микроклимат в педагогическом и ученическом коллективах;
б) создание материально-технической базы;
г) тесная связь семьи и гимназии;
д) взаимопомощь в проведении внеклассной, внеурочной, внешкольной работы;
е) работа с активом учащихся;
ж) семинар для классных руководителей;
з) посещение и анализ внеклассных мероприятий.
Управляющая система создает возможности, при которых воспитательный процесс становится эффективным и действительным.