Этапы реализации воспитательной системыI
этап Цель:
пробудить творческую активность у
педагогов, учащихся, родителей. Основные
направления деятельности. Педагогические
условия: –
изучение мнений, интересов детей,
родителей, педагогов; –
изучение социума; –
подбор и расстановка кадров; –
организация работы кружков
разного профиля, клубов, спортивных
секций, повышение профессионального
роста педагогических кадров, создание
основы для творчества; –
овладение новыми педагогическими
технологиями воздействия на учащихся.
II
этап Цель:
определить стратегию и тактику развития
и совершенствования воспитательной
системы (основные направления, формы и
виды деятельности). Задачи:
–
совершенствование работы органов
детского самоуправления; –
продолжение традиций; –
развитие в коллективах, классах,
в каждом ребенке самостоятельности,
инициативности, ответственности,
творчества. Основные
направления деятельности. Педагогические
условия: –
четкое планирование как одна из
важнейших предпосылок эффективности
системы воспитательной работы; –
воспитательная работа проходит
через все виды и формы деятельности; –
развитие дополнительного
образования: внеурочная кружковая
работа, дополнительные курсы; внеурочные
творческие мероприятия, участие в
районных и областных программах; –
работа в социуме с родителями,
общественными и шефствующими организациями; –
создание единого образовательного
процесса. III
этап Цель:
обеспечить качественные результаты
образовательного и воспитательного
процесса в условиях его вариативности
и разнообразия педагогических технологий. Задачи: создание
системы отношений, помогающей ученику
на каждом возрастном этапе успешно
решать свои задачи в основных сферах
деятельности. Педагогические
условия: –
расширение поисковой инновационной
деятельности преподавателей и всего
педагогического коллектива по построению
новых содержательных и
организационно-педагогических моделей
образования, стимулирующих процесс
обучения и воспитания детей в интересах
развития личности, семьи, поселка; –
обеспечение преемственности
реализуемых образовательных и
воспитательных программ в цепи
непрерывности 1, 2, 3-й ступеней. Направления
воспитательной системы. 1.
Внеклассная и внешкольная работа по
предметам гуманитарного, математического,
естественно-географического и других
циклов (предметные кружки, интеллектуальные
конкурсы, олимпиады). Программа «Одаренные
дети». 2.
Внеклассная и внешкольная работа по
предметам художественно-эстетического
цикла. Реализация задач
художественно-эстетического воспитания
и образования детей, работа кружков и
коллективов музыкального, образовательного,
декоративно-прикладного творчества,
хореографического, театрального
направления, проведение смотров,
конкурсов. 3.
Внеклассная и внешкольная спортивная
работа (спортивные кружки и секции,
смотры, соревнования). 4.
Внеклассная и внешкольная работа по
патриотическому, правовому, трудовому
воспитанию (программа объединений,
смотры, конкурсы, выставки, соревнования).
5.
Развитие ученического самоуправления
(детское объединение «Семицветик»,
детский парламент «Созвездие»,
НОУ «Пилигрим»). 6.
Совместная реализация досуга детей и
их родителей (походы, вечера «За
чашкой чая», «огоньки», конкурсы,
выставки, интеллектуальные игры, поездки
и путешествия). Управление воспитательной
системой осуществляется гибко, с
использованием трех основных форм
принятия управленческих решений: 1.
В форме соуправления – на высшем уровне
управления такими органами являются
конференция и совет ОУ. Управленческие
решения считаются принятыми при
достижении соглашения заинтересованными
сторонами. 2.
В форме самоуправления – управленческие
решения принимаются коллективно на
педагогических советах, совете детского
парламента, родительском совете,
профсоюзном комитете. 3.
В форме административного управления
– если дело требует быстрого решения,
то директор принимает его единолично,
на заседании администрации – коллегиально.
С
точки зрения масштаба решаемых задач
и субъектов, осуществляющих непосредственное
управление, в структуре управляющей
системы можно выделить четыре уровня
управления: 1.
Уровень стратегического управления –
уровень директора. 2.
Уровень тактического управления –
уровень заместителя директора. 3.
Уровень оперативного педагогического
и хозяйственного управления – уровень
руководителей кафедры и МО, советов и
других органов. 4.
Уровень оперативного ученического
управления – уровень педагогов, классных
руководителей, актива учащихся. Высшим
представительным органом является
конференция. Высшим выборным
представительным органом является
совет ОУ, в его состав входят представители
педагогического коллектива, учащихся,
родительской общественности. Исполнительный
высший орган – педагогический совет. Представительным
органом трудового коллектива является
профсоюзный комитет. Управление
процессом воспитания строится следующим
образом (по следующим направлениям): 1.
Совместная работа с
подразделениями: а)
отделом молодежной политики при
администрации района; б)
связь с общественными организациями
(отдел культуры, музеи, библиотеки,
музыкальные школы и др.); 2.
Административная работа: а)
повышение квалификации классных
руководителей; б)
знакомство с опытом воспитательной
работы школ, в том числе по страницам
периодической печати; в)
МО классных руководителей; г)
выпуск методических материалов,
бюллетеней. 3.
Сбор информации: а)
педагогические наблюдения; б)
анкетирование; в)
анализ собранной информации; г)
график диаграмм. 4.
Планирование: а)
разработка программ и планов, направленных
на развитие учащихся, повышение их
уровня воспитанности; б)
подбор форм и методов в соответствии с
собранной и отработанной информацией.
5. Контроль и коррекция: а) анализ и оценка планов и
программ воспитательной работы
(педсоветы, МО классных руководителей,
отчеты при директоре и другие формы); б) корректировка планов и программ.
6. Создание условий
для развития личности учащихся: а) доброжелательный микроклимат
в педагогическом и ученическом
коллективах; б) создание материально-технической
базы; г) тесная связь семьи и гимназии; д) взаимопомощь в проведении
внеклассной, внеурочной, внешкольной
работы; е) работа с активом учащихся; ж) семинар для классных
руководителей; з) посещение и анализ внеклассных
мероприятий. Управляющая
система создает возможности, при которых
воспитательный процесс становится
эффективным и действительным.
|