Общие положения.
Настоящая инструкция разработана на основе Закона
Российской Федерации об образовании, Устава школы, правил внутреннего
распорядка, конвенции о правах ребенка и других инструкций. Классный руководитель назначается и освобождается от
должности директором школы. На период отпуска и временной нетрудоспособности
классного руководителя его обязанности могут быть возложены на учителя из числа
наиболее опытных педагогов.
Классный руководитель подчиняется директору школы, его
заместителям, социальному педагогу по социальным вопросам.
Главная функция в должности классного руководителя –
защита ребенка и создание условий для свободного развития его духовных и
физических сил.
1. Деятельность классного руководителя в обеспечении
здоровья:
– изучает особенности развития детей;
– выясняет наследственные и хронические заболевания
ребенка;
– проводит тестирование на выявление психического
состояния ребенка, особенностей характера и темперамента;
– совместно со
школьным врачом и родителями составляет личную программу закаливания,
физических и дыхательных упражнений, помогает ребенку организовать режим жизни;
– помогает врачам и участвует в проведении
диспансеризации учеников;
– ведет работу по профилактике заболеваний, проводит
физкультминутки;
– проводит беседы о личной гигиене человека;
– ведет антиалкогольную пропаганду;
– проводит профилактическую работу по предупреждению
детского дорожного травматизма, несчастных случаев;
– организует спортивные соревнования, игры на воздухе;
– рассматривает на «малых педсоветах» вопросы о
дозировке материала, количестве письменных работ, характере домашней работы,
корректирует программы с целью сокращения перегрузок учащихся;
– пропагандирует здоровый образ жизни.
2. Взаимосвязь классного руководителя с семьями
учащихся:
– изучает семью, ее воспитательные возможности,
атмосферу семейного воспитания;
– исходя из единых (школа – семья) взаимных
нравственных позиций, вырабатывает единые педагогические требования к учащимся;
– осуществляет индивидуальную работу с родителями,
привлекая родителей к участию во внеклассной работе;
– проводит систематическую работу по повышению
педагогической культуры родителей.
Классный руководитель должен обладать информацией:
– состояние семейно-бытовых условий ученика;
– состояние его здоровья;
– положение в классе;
– внешкольные интересы и увлечения;
– общественные поручения;
– любимые и нелюбимые предметы;
– отношение к школе, к учителям, родителям, товарищам;
– уровень воспитанности учащихся своего класса;
– стремление к самосовершенствованию, самовоспитанию.
3. Взаимосвязь классного руководителя с
учителями-предметниками:
– должен знать ведущие вопросы учебной программы,
выражающие воспитательную направленность содержания обучения по каждому предмету,
координировать решение воспитательных задач в процессе осуществления
межпредметных связей;
– определять с учителями меры по развитию устойчивого
интереса к знаниям, предупреждению неуспеваемости, по обучению рациональным
навыкам учебного труда;
– посещать уроки с целью наблюдения за учебной
деятельностью учащихся, с целью глубокого проникновения в содержание
программного материала;
– создавать ситуации, ведущие к самостоятельному
пополнению знаний;
– проводить педконсилиумы с учителями с целью определения
реальных учебных возможностей; уровня воспитанности и развитости учащихся и
выработки системы мер по ликвидации пробелов в знаниях, умениях и навыков
учащихся;
– вовлекать учащихся в предметные кружки, НОУ, клубы и
т. д.;
- совместно с учителями готовить и проводить
общественные смотры знаний, конкурсы, олимпиады, конференции, используя их для
организации познавательной деятельности, повышения культуры учебного труда.
4. Работа с классным коллективом:
– организует дежурство учащихся на переменах;
– прививает навыки трудового воспитания, организуя
участие в генеральных уборках школы и классного помещения, прививает навыки
производственного труда;
– привлекает детей к борьбе за выполнение правил для учащихся и правил
внутреннего распорядка;
– развивает и принимает участие в работе органов
самоуправления в классе, тактично направляет работу лидеров, помогает учащимся
выполнять поручения;
– проводит «часы общения» с целью формирования у детей
коммуникативной культуры;
– проводит праздники, организует вечера, встречи с
интересными людьми, с людьми разных профессий и т. д.
– участвует со своим классом в общешкольных, районных,
городских мероприятиях.
5. Взаимосвязь
классного руководителя с внешкольными учреждениями:
– изучает
воспитательные возможности внешкольных учреждений;
– определяет виды и
формы совместной работы;
– ориентирует учащихся
в выборе коллективов внешкольных учреждений с учетом их интересов и
склонностей;
– выявив
индивидуальные интересы ребят, помогает им в решении их проблем, в выборе
кружков, секций, клубов;
– расширяет
познавательный и культурный кругозор учащихся через экскурсии, встречи,
посещение кино, театров;
– перед проведением
внеклассной работы вне школы проводить инструктаж учащихся по технике
безопасности, соблюдению правил дорожного движения и расписывается в журнале
инструктажа.
6. Документация
классного руководителя:
– ведет психологичекую
карту класса;
– составляет план
социального развития классного коллектива на полугодие по следующим
направлениям:
а) развитие
интеллектуальных способностей;
б)
нравственно-этическое воспитание (правовое, половое в том числе);
в) экологическое
воспитание;
г) эстетическое
воспитание;
д) физическое
воспитание;
е) развитие
технического творчества и производственной деятельности; – ведет рабочий дневник;
– обрабатывает
исследовательские материалы и в виде схем, таблиц, графиков хранит в тетради
«Психологическая карта класса»;
– ведет классный
журнал;
– проверяет один раз в
неделю ученический дневник;
– ведет индивидуальную работу
с родителями, проводит 2 раза в четверть родительские собрания, а по
необходимости и чаще.