Главная особенность
младшего подростка – острое осознание
своего «Я», развитие способности
воспринимать себя как сторонний объект
и оценивать этот объект-субъект в его
связях с окружающим миром.
Утвердить свое «Я»,
показать свое «Я», проверить свое
«Я» – лейтмотив поведения младшего
подростка.
Педагогическое
содействие личностному развитию будет
заключаться на данном этапе жизни
школьника в формировании образа Человека
как феномена мира. Педагогическая
тактика носит явный скрытый характер:
организуется осмысление «вообще
человека», «вообще достойного
человека», решаются проблемы человека
в отличие его от животных, но и в отличие
его от «другого человека». Но
именно эта скрытая позиция позволяет
укреплять духовные силы школьника,
развивая его самостоятельное мышление
и самостоятельный выбор: он сопоставляет
образ достойного человека и образ своего
«Я», и тем самым он уже поставлен
в ситуацию выбора, чтобы ощущение,
восприятие себя человеком и оценка себя
как человека становились духовным
фундаментом будущего достоинства как
отношения к себе.
Веселому,
подвижному, энергичному, любознательному
младшему подростку предлагается
соответственно его возрастной психологии
деятельность, и в процессе ее взращивания
способность быть человеком всегда, в
любых жизненных ситуациях и обстоятельствах.
Проблемы жизни
Вопросы
текущей жизни
1
2
Существенные
отличия человека от животного.
Способность быть
Обыденное
мышление, «здравый смысл» и
научное мышление в практической жизни
человека. Способность предвидеть
последствия. Способность ориентироваться
на другого, соотносить свои действия
с учетом окружающих людей. Созидательность
человека в ходе жизни: в работе,
поведении, общении, деятельности и т.
д.
1
2
Внешний
и внутренний портрет человека.
Физическое и духовное. Тело и душа
Единство
и противоречие формы и содержания.
Противоречия физического и духовного.
Облик человека, образ человека, имидж
человека. Жизнь души. Влияние духовного
на внешность. Красота человека: мужская
и женская, детская и юношеская, молодости
и старости. Красота животного и красота
человека
Достойный человек.
Культурный человек.
Великий человек.
Маленький человек.
Популярный
человек
Достоинства
и недостатки человека в их тесной
связи. Достоинство как характеристика
качества. Достоинство как осознание
себя человеком. Мечта о роли великого
человека. Судьба «великого».
Роль рядовых «маленьких людей»
в жизни. Общение с «маленьким
человеком». «Маленький великий»
человек. Суетность жизни «популярного»
Человек
в общении с другими людьми. Предметная
и духовная связь. Совесть как регулятор
отношений
Знакомство,
приятельство, товарищество, дружба
как различия связи «человек–человек».
Незнакомые, посторонние, чужие, далекие
люди. Отношения с близкими и далекими
людьми. Гуманизм как принятие другого
человека – как ценности. Формы
гуманистического отношения:
сопереживание; сочувствие; сострадание;
соучастие; содействие; самоотвержение.
Речь как форма отношения к человеку
Личностное
пространство человека: предметное
пространство; пространство
общения; пространство влияния
Место,
которое занимает человек на земле.
Место, которое занимает человек в
душах других людей. Необходимость
человека для других людей. Влияние
его на самочувствие окружающих
Индивидуальность
человека как своеобразие отношений
с миром. Умение принять другого как
данность
Внешняя непохожесть людей.
Различия в темпах и содержании развития.
Различие интересов, желании, стремлений,
целей. Различия в восприятии мира.
Аудиалы, визуалы, кинестетики. Различия
психологические: свойства, процессы,
качества.
Неповторимость
и уникальность каждой личности. Быть
индивидуальностью и казаться
индивидуальностью
Мужские
и женские особенности человека
Отличительная
роль мужчины в обществе: «лидер»,
«сильный». Отличительная роль
женщины в обществе: «слабая»,
«ведомая», «прекрасная».
Особенности поведения, продиктованные
ролью. Женские роли в поведении
«девочки», «девушки»,
«дамы», «девицы», «девки»,
«бабы». Мужские роли в поведении
«мальчика», «юноши», «парня»,
«молодца», «мужика»,
«мужчины»
Возрастные
роли человека и особенность
жизнедеятельности возраста
Возрастные
этапы: младенчество – детство –
отрочество – юность – зрелость –
старость. Взрослость и ее признаки.
Черты взрослости в детстве. Черты
детства во взрослом. Духовная и
физическая подготовленность человека
ко взрослой жизни
1
2
Деятельность
как способ жить и развиваться.
Деятельность как способ выразить себя
для других
Деятельность живого
человека и покой покойника. Развитие
способностей в деятельности. Талант,
одаренность, гениальность как высоты
развитых способностей человека.
Роль
активных усилий в достижении успеха
деятельности. Успех, удача, карьера
как формы результативной деятельности.
Поиск «дела жизни». Мастерство
и профессионализм как достоинство
человека. Радость любимого дела, и
уныние принудительной деятельности.
Профессиональный труд как средство
заработка и как радость созидания
День
достойного человека как зеркало его
достойной жизни
Содержание
прожитого дня. Общение в течение одного
дня. Система дел, полезных и интересных.
Расши- рение своего личностного
пространства в ходе дня