Главная особенность младшего подростка – острое осознание своего «Я», развитие способности воспринимать себя как сторонний объект и оценивать этот объект-субъект в его связях с окружающим миром.
Утвердить свое «Я», показать свое «Я», проверить свое «Я» – лейтмотив поведения младшего подростка.
Педагогическое содействие личностному развитию будет заключаться на данном этапе жизни школьника в формировании образа Человека как феномена мира. Педагогическая тактика носит явный скрытый характер: организуется осмысление «вообще человека», «вообще достойного человека», решаются проблемы человека в отличие его от животных, но и в отличие его от «другого человека». Но именно эта скрытая позиция позволяет укреплять духовные силы школьника, развивая его самостоятельное мышление и самостоятельный выбор: он сопоставляет образ достойного человека и образ своего «Я», и тем самым он уже поставлен в ситуацию выбора, чтобы ощущение, восприятие себя человеком и оценка себя как человека становились духовным фундаментом будущего достоинства как отношения к себе.
Веселому, подвижному, энергичному, любознательному младшему подростку предлагается соответственно его возрастной психологии деятельность, и в процессе ее взращивания способность быть человеком всегда, в любых жизненных ситуациях и обстоятельствах.
Проблемы жизни |
Вопросы текущей жизни |
1 |
2 |
Существенные отличия человека от животного. Способность быть |
Обыденное мышление, «здравый смысл» и научное мышление в практической жизни человека. Способность предвидеть последствия. Способность ориентироваться на другого, соотносить свои действия с учетом окружающих людей. Созидательность человека в ходе жизни: в работе, поведении, общении, деятельности и т. д. |
1 |
2 |
Внешний и внутренний портрет человека. Физическое и духовное. Тело и душа |
Единство и противоречие формы и содержания. Противоречия физического и духовного. Облик человека, образ человека, имидж человека. Жизнь души. Влияние духовного на внешность. Красота человека: мужская и женская, детская и юношеская, молодости и старости. Красота животного и красота человека |
Достойный человек. Культурный человек.
Великий человек.
Маленький Популярный человек |
Достоинства и недостатки человека в их тесной связи. Достоинство как характеристика качества. Достоинство как осознание себя человеком. Мечта о роли великого человека. Судьба «великого». Роль рядовых «маленьких людей» в жизни. Общение с «маленьким человеком». «Маленький великий» человек. Суетность жизни «популярного» |
Человек в общении с другими людьми. Предметная и духовная связь. Совесть как регулятор отношений |
Знакомство, приятельство, товарищество, дружба как различия связи «человек–человек». Незнакомые, посторонние, чужие, далекие люди. Отношения с близкими и далекими людьми. Гуманизм как принятие другого человека – как ценности. Формы гуманистического отношения: сопереживание; сочувствие; сострадание; соучастие; содействие; самоотвержение. Речь как форма отношения к человеку |
Личностное пространство человека: предметное пространство; пространство общения; пространство влияния |
Место, которое занимает человек на земле. Место, которое занимает человек в душах других людей. Необходимость человека для других людей. Влияние его на самочувствие окружающих |
Индивидуальность человека как своеобразие отношений с миром. Умение принять другого как данность |
Внешняя непохожесть людей. Различия в темпах и содержании развития. Различие интересов, желании, стремлений, целей. Различия в восприятии мира. Аудиалы, визуалы, кинестетики. Различия психологические: свойства, процессы, качества. Неповторимость и уникальность каждой личности. Быть индивидуальностью и казаться индивидуальностью |
Мужские и женские особенности человека |
Отличительная роль мужчины в обществе: «лидер», «сильный». Отличительная роль женщины в обществе: «слабая», «ведомая», «прекрасная». Особенности поведения, продиктованные ролью. Женские роли в поведении «девочки», «девушки», «дамы», «девицы», «девки», «бабы». Мужские роли в поведении «мальчика», «юноши», «парня», «молодца», «мужика», «мужчины» |
Возрастные
роли человека и |
Возрастные этапы: младенчество – детство – отрочество – юность – зрелость – старость. Взрослость и ее признаки. Черты взрослости в детстве. Черты детства во взрослом. Духовная и физическая подготовленность человека ко взрослой жизни |
1 |
2 |
Деятельность как способ жить и развиваться. Деятельность как способ выразить себя для других |
Деятельность живого человека и покой покойника. Развитие способностей в деятельности. Талант, одаренность, гениальность как высоты развитых способностей человека. Роль активных усилий в достижении успеха деятельности. Успех, удача, карьера как формы результативной деятельности. Поиск «дела жизни». Мастерство и профессионализм как достоинство человека. Радость любимого дела, и уныние принудительной деятельности. Профессиональный труд как средство заработка и как радость созидания |
День достойного человека как зеркало его достойной жизни |
Содержание
прожитого дня. Общение в течение одного
дня. Система дел, полезных и интересных.
Расши- |